Home » Открытый урок » Образ Печорина. Сложность и противоречивость характера

Образ Печорина. Сложность и противоречивость характера

 

10 «Ә» Предмет: русская литература

Цель: Получить представление о Печорине, разобраться в его поступках, составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла», найти в повести «Бэла»  причины трагедии Григория Печорина.

Наглядности: электронная презентация, кубик,

І.Организационный момент.

Психологический настрой

За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

“Всё в твоих руках”.

Действительно, все в наших руках.

А теперь мне бы хотелось узнать ваше эмоциональное состояние, а поможет нам в этом наши бабочки (на доске цветы разного цвета) Посмотрите на них. Выберите тот цветок, который вам по душе и прикрепите к цветку свою бабочку.

Деление на группы.

Сообщение темы и цели урока

Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадях. Образ Печорина. Сложность и противоречивость характера (слайд№1 тема урока).

Мы с вами сегодня откроем для откроем для себя образ героя, разберемся в его поступках, составим портрет героя через отношения к нему других персонажей. (слайд № 2 с целями урока).

К уроку я предложу вам несколько эпиграфов: это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», слова Печорина из романа «Герой нашего времени», слова известного критика В.Г. Белинского, зачитайте их.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

«Дума» М.Ю.Лермонтов

…Зачем я жил? Для какой цели я родился?…А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение….

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

В.Г. Белинский

(слайд № 3 с эпиграфами).

Это эпиграфы к образу Печорина, какой из них больше подходит к образу героя.

ІІ. Осмысление

  • Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» — это чьё?

— Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?

  • Что можете сказать о композиции романа?

Итак, в центре нашего внимания Печорин. Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максимыч)

Каким видит Печорина Максим Максимыч? (сильный и слабый, странный – славный, замкнутый – веселый).

Печорин странен. В дождик, в холод на охоте все иззябнут, устанут, а ему ничего. А в другой раз ветер подует, а он уверяет, что простудился, ставнем стукнет – вздрогнет, побледнеет. В то же время на кабана ходил один на один. То целыми часами мог слова не вымолвить, а то мог смешить так, что живот надорвёшь.

На чем построено описание Печорина (на приеме контраста)

 

Прием «Корзина идей»

А каким мы видим Печорина? Индивидуально записывают в тетради Обмен информацией в паре, группе.

Каждая группа по кругу называют по одному сведению. Каждое сведение записывается в корзинке идей.

Печорин наделён силой характера, настойчивостью, благородством, даже простотой, но нельзя не видеть его эгоизма, его привычки считаться лишь с собственными желаниями, его неспособности к постоянному глубокому чувству. Он принёс несчастье Бэле, но и сам вызывает сочувствие, потому что несчастлив. странный» человек, необычный, загадочный

Прием «Кубизм»

  1. Опишите

Какие черты характера Печорина проявляются в повести «Тамань»?

(Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать.)

— Докажите, что Печорин смел.

  • Он отправляется ночью следить за слепым
  • Он отправляется ночью на свидание с ундиной
  • Он не боится сесть с ней в лодку, несмотря на то, что не умеет плавать

— Докажите, что Печорин не безразличен.

  • Его волнует загадочный облик девушки
  • Он решает разгадать происходящее
  • Ему интересен слепой, который кажется не таким уж слепым.
  1. Сравните. Образ Онегина и образ Печорин
  2. Проассоцируйте
  3. Проанализируйте

Дружба в жизни Печорина (кластер)

  1. Примените

Инсценируйте сцену разговора Азамата и Казбича

  1. Приведи «за» и «против».

Я предлагаю составить таблицу противоречий характера Печорина. Составьте таблицу, в которой отразите, какие черты героя импонируют вам, а какие отталкивают.

Вот у нас получился портрет Печорина с противоречиями в характере. Кто же Печорин? Вернемся к корзинке идей. Анализ.

Печорин — человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый… Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Печорина не прельщает такая судьба, и он действует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. Да, он эгоист. И в этом его трагедия. Но один ли Печорин в этом виноват?

Видеоролик «Монолог Печорина»

Итак, «все». Кого он имеет в виду? Естественно, общество. Да, то самое общество, которое мешало Онегину. С одной стороны, неординарный, умный человек, с другой стороны эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни, он — «злой гений» и в то же время жертва общества.

 

А теперь вернемся к эпиграфам, как вы думаете, какой наиболее точно отражает портрет Печорина и почему? (мне кажется, что стихотворение «Дума», потому что оно построено на сравнении, на противоречии, как и личность Печорина)

«Дума» чтение наизусть
Итак, мы рассмотрели образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях.

-В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» — это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху,

признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

ІІІ. Рефлексия

Обратная связь

«Чемодан, мясорубка, корзина»

ІҮ. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению

Жакенова Гульмира Дулатбековна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

 Кояндинская средняя школа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*