Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.
Задачи:
Образовательная: познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания);
Развивающая: развивать умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации, умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;
Воспитательная: воспитание человечности, милосердия, умения прийти на помощь
нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Тип урока: комбинированный
Методы и приёмы обучения: объяснительно – иллюстративный, поисковый
Наглядные пособия: слайд, видеоролик, плакат, цветные маркеры
Межпредметные связи: литература, самопознание
Оценивание: мозговой штурм, кластер, РАФТ, рисунок (плакат), 5-минутное эссе. Ожидаемые результаты:
— умение самостоятельно обобщать полученные знания;
— практически осмысливать и доносить свои мысли до
окружающих;
— формирование навыков работы в командной работе.
Ход урока и содержание
- I. Побуждение
- Организационный момент: Приветствие, проверка явки учащихся, готовность аудитории к уроку. Деление на 3 микрогруппы. (Еще в глубокой древности люди полагали, что характер любого человека во многом зависит от того, когда тот родился — зимой, летом, осенью или весной. Со временем это предположение подтвердилось). «Летние дети» эмоциональные и чувствительные натуры. Часто психологи выделяют детей, рожденных летом в отдельную группу по психотипу. Это эмоциональные, чувствительные, общительные, любопытные и «живые» малыши. Они безгранично добры к окружающим, поэтому словно «солнышки» притягивают к себе, в их обществе тепло и уютно. Также «летние» обладают таким полезным набором качеств, как целеустремленность, упорство, усидчивость и терпеливость. С таким багажом они многого добиваются в своей жизни. Достаточно часто они находят себя в творчестве, в основном в музыке. Девушки всегда успешны в рукоделии, порой это становится делом всей их жизни.
Черты характера и особенности родившихся зимой. Дети зимы — волевые, настойчивые в достижении цели люди. Они становятся прекрасными, успешными профессионалами, за что могут поблагодарить как природную талантливость, так и огромную работоспособность, готовность трудиться день и ночь. У зимних людей нет проблем с уверенностью в себе, самооценкой, на них сложно повлиять, заставить действовать по-другому, поскольку они принципиальны и упрямы. Характер таких людей часто отличается противоречивостью.
Черты характера и особенности родившихся весной. Тот, кто появился на свет в один из весенних месяцев, не отличается богатырским здоровьем, его тело достаточно уязвимо перед лицом болезней и травм. Во многих случаях эти люди одаренны, но занять высокие жизненные позиции им чаще всего не удается: для этого у них мало уверенности в себе и решительности, они склонны всегда и во всем перестраховываться, осторожничать. Ход их размышлений правилен, но они не спешат приступать к действиям, тщательно обдумывая все свои высказывания и поступки. Дети весны редко располагают набором качеств, называемых бойцовскими, — скорее, они гибко адаптируются к ситуации, прислушаются к чему-либо мнению, пойдут у кого-то на поводу, выступят в роли ведомых, а не ведущих. При всем при этом перемены даются им не очень легко. В это время года появляется на свет много людей, имеющих прекрасные способности к математике, дар красноречия; некоторые способны достичь успехов на спортивном поприще.
Характер и судьба «осенних» людей. Народная мудрость говорит нам, что те, кто родился осенью, знают толк в красоте, поэтому осенние люди не влюбляются лишь в прекрасную оболочку. Им важно, чтобы предмет или человек был уникален по своей природе. В народе людей осени называют также умельцами и мастерами на все руки, потому что они могут починить все, что угодно. В обучении они очень способные и легко запоминают любую информацию безо всяких проблем. Эти люди также весьма ответственны. (3мин)
- Проверка домашнего задания: (10мин)
Рассмотрите примеры (Знаки препинания не расставлены.) Чем осложнены простые предложения. Аргументируйте ответ.
- Между прочим Пушкин вообще не любил читать стихи перед большой публикой.
- Во-первых вежливость – это проявление уважения.
- К счастьюАлехин вышел из дома на час раньше и успел на пароход.
- Расчет по-моему был математически точен.
- Итак она звалась Татьяной. (П.)
- Дождь казалось не только утихает но еще усиливается.
- Жизнь кажется ещё не начиналась. (Пауст).
- Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
- Объяснение нового материала: (15мин)
«Мозговой штурм»
Как вы думаете, какую роль в отрывках выполняют выделенные слова?
Постой, паровоз, не стучите, колёса!
Кондуктор, нажми на тормоза!
Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Лети вперёд, мой конь!
(Они называют того человека, к которому обращена речь, или тот предмет, к которому говорящий обращается так, как будто это живое существо.)
Прочитайте теоретический материал и составьте кластер. Приведите примеры.
Обращение — это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому (чему) обращаются с речью. Оно выражается формой именительного падежа или её сочетанием с зависимыми словами и не входит в состав предложения, т.е. не является его членом. В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии. Обращение употребляется в устной речи, в письмах, в художественных текстах.
Знаки препинания при обращении:
1. Если обращение стоит в начале или в конце предложения, ставится запятая. |
2. Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется с двух сторон. |
3. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. (Но: перед обращением может стоять и междометие о (=ах), которое отделяется запятой или восклицательным знаком.) |
4. Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются. 5. Частицы а и да, стоящие перед повторяющими обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится. Примеры: 1. Друг Дельвиг, мой парнасский брат, твоей я прозой был утешен. (А.Пушкин) О, Даша, посмотри, как здесь красиво! Я и не отговариваюсь, тётушка. |
2. Простите, мирные долины, И вы, знакомых гор вершины, И вы, знакомые леса. (А.Пушкин) О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов) Сергей Сергеевич, это вы ли? |
3. Здравствуй, солнце да утро весёлое! (И.Никитин) |
Петька, да Петька же, куда ты запропастился? Мам, а мам, когда поедем? Пошёл, кучер! |
- II. Осмысление (45 мин)
- Спишите предложения и расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу. Чем осложнены предложения?
- I. Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу. Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе. Принесли баян и рокот густых басов заполнил комнату. II. Берёзка повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой. И рано – раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать. Простимся дружно о юность лёгкая моя. III. Спой мне иволга песню пустынную. Уж очень осторожна иволга у гнезда. Про родимый край так баян сыграй чтоб жилось и пелось от души.
- Прочитайте текст. Определите основную тему и мысль текста. Пользуясь словарём, определите лексическое значение слов: милосердие, любовь, сострадание.
Милосердие
Слово «милосердие» состоит из двух частей — милость и сердце, то есть сделать милость сердцу. Как просто звучит и как порою тяжело бывает это сделать. Особенно сейчас и особенно молодежи. Нет, не всем, но многим. Ведь насколько легче пройти, нежели вникать в проблемы или неприятности чужого человека. А ведь очень часто бывает, что нужно просто слово доброе сказать или выслушать человека. Казалосьбы мелочь, но порою это спасает от необдуманного поступка. И больше всего в этой помощи нуждаются старшее поколение и подростки. Старшим людям нужно внимание маленькое, но ежедневно, нужно общение, нужно сочувствие. Не обязательно деньги давать или подарки (хотя это тоже не помешает), а просто дать понять человеку, что он тоже значим, важен и его мудрость — это жизненный опыт, который всегда пригодится. Ведь еще великий Лев Толстой говорил, что «милосердие заключается не столько в вещевой помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в почёте его человеческого достоинства». Подросткам тоже нужно понимание и поддержка. Они еще не сформировались как личность, внутри кипят гормональные перестройки и что с ними будет дальше — непонятно. Очень важно об этом помнить родителям и учителям, ведь несмотря на всю «крутизну» и независимость, внутри они очень ранимы и уязвимы. И еще хочется сказать что милосердию, неосуждению, пониманию и сочувствию нужно учить с детства и учить личным примером. Ведь если папа постоянно уступает место в транспорте, помогает соседке донести сумки, ребенок не останется в стороне. Он в будущем не пройдет мимо чужого горя и всегда постарается помочь, будь то пожилой человек или травмированное животное. В жизни случается всякое и каждый может попасть в трудное положение. Главное не упрекать и судить, а постараться понять и сказать подбадривающее слово — вот это и будет милосердие, понимание и сочувствие тому, кто сердцу мил.
Работа по содержанию текста в микрогруппах
- Микрогруппа – нарисуйте постер (картинку) к теме;
- Микрогруппа – напишите эссе по теме;
3 Микрогруппа – напишите письмо, обращение, призыв по теме (стратегия РАФТ);
Презентация идей
- Видеоролик о милосердии и доброте. Пожелания учащихся друг другу.
III. Рефлексия
Обратите внимание на кластер и сделайте вывод по теме: Обращение. (3 мин)
Домашнее задание: Теоретический материал. Выписать из художественной литературы предложения с обращениями и аргументировать свой выбор. (5-6 предл.). (2мин)
Комментирование оценок (2мин)
Мынжасарова Агзат Аманбаевна,
преподаватель русского языка и литературы,
Медицинско — социальный колледж
Актюбинского университета имени С. Баишева