Home » Открытый урок » Обращение. Знаки препинания при обращении

Обращение. Знаки препинания при обращении

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.

Задачи:

Образовательная: познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания);

Развивающая: развивать умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации, умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;

Воспитательная: воспитание человечности, милосердия, умения прийти на помощь

нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.

Тип урока: комбинированный

Методы и приёмы обучения: объяснительно – иллюстративный, поисковый

Наглядные пособия: слайд, видеоролик, плакат, цветные маркеры

Межпредметные  связи: литература, самопознание

Оценивание: мозговой штурм, кластер, РАФТ, рисунок (плакат), 5-минутное эссе.                              Ожидаемые результаты:

— умение самостоятельно   обобщать  полученные  знания;

— практически осмысливать и доносить свои мысли до

окружающих;

— формирование навыков работы  в командной   работе.

Ход урока и содержание

  1. I. Побуждение
  2. Организационный момент: Приветствие, проверка явки учащихся, готовность аудитории к уроку.  Деление на 3 микрогруппы. (Еще в глубокой древности люди полагали, что характер любого человека во многом зависит от того, когда тот родился — зимой, летом, осенью или весной. Со временем это предположение подтвердилось).                                                                                 «Летние дети» эмоциональные и чувствительные натуры. Часто психологи выделяют детей, рожденных летом в отдельную группу по психотипу. Это эмоциональные, чувствительные, общительные, любопытные и «живые» малыши. Они безгранично добры к окружающим, поэтому словно «солнышки» притягивают к себе, в их обществе тепло и уютно. Также «летние» обладают таким полезным набором качеств, как целеустремленность, упорство, усидчивость и терпеливость. С таким багажом они многого добиваются в своей жизни. Достаточно часто они находят себя в творчестве, в основном в музыке. Девушки всегда успешны в рукоделии, порой это становится делом всей их жизни.

Черты характера и особенности родившихся зимой. Дети зимы — волевые, настойчивые в достижении цели люди. Они становятся прекрасными, успешными профессионалами, за что могут поблагодарить как природную талантливость, так и огромную работоспособность, готовность трудиться день и ночь. У зимних людей нет проблем с уверенностью в себе, самооценкой, на них сложно повлиять, заставить действовать по-другому, поскольку они принципиальны и упрямы. Характер таких людей часто отличается противоречивостью.

Черты характера и особенности родившихся весной. Тот, кто появился на свет в один из весенних месяцев, не отличается богатырским здоровьем, его тело достаточно уязвимо перед лицом болезней и травм. Во многих случаях эти люди одаренны, но занять высокие жизненные позиции им чаще всего не удается: для этого у них мало уверенности в себе и решительности, они склонны всегда и во всем перестраховываться, осторожничать. Ход их размышлений правилен, но они не спешат приступать к действиям, тщательно обдумывая все свои высказывания и поступки. Дети весны редко располагают набором качеств, называемых бойцовскими, — скорее, они гибко адаптируются к ситуации, прислушаются к чему-либо мнению, пойдут у кого-то на поводу, выступят в роли ведомых, а не ведущих. При всем при этом перемены даются им не очень легко. В это время года появляется на свет много людей, имеющих прекрасные способности к математике, дар красноречия; некоторые способны достичь успехов на спортивном поприще.

Характер и судьба «осенних» людей. Народная мудрость говорит нам, что те, кто родился осенью, знают толк в красоте, поэтому осенние люди не влюбляются лишь в прекрасную оболочку. Им важно, чтобы предмет или человек был уникален по своей природе. В народе людей осени называют также умельцами и мастерами на все руки, потому что они могут починить все, что угодно. В обучении они очень способные и легко запоминают любую информацию безо всяких проблем. Эти люди также весьма ответственны.  (3мин)

  1. Проверка домашнего задания: (10мин)

Рассмотрите примеры (Знаки препинания не  расставлены.) Чем осложнены простые  предложения. Аргументируйте ответ.

  1. Между прочим Пушкин вообще не любил читать стихи перед большой публикой.
  2. Во-первых вежливость – это проявление уважения.
  3. К счастьюАлехин вышел из дома на час раньше и успел на пароход.
  4. Расчет по-моему  был математически точен.
  5. Итак она звалась Татьяной. (П.)
  6. Дождь казалось не только утихает но еще усиливается.
  7. Жизнь кажется ещё не начиналась. (Пауст).
  8. Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
  9. Объяснение нового материала: (15мин)

«Мозговой штурм»

Как вы думаете, какую роль в отрывках  выполняют выделенные слова?

Постой, паровоз, не стучите, колёса!
Кондуктор, нажми на тормоза!

Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Лети вперёд, мой конь!

 (Они называют того человека, к которому обращена речь, или тот предмет, к которому говорящий обращается так, как будто это живое существо.)

Прочитайте теоретический материал и составьте кластер. Приведите примеры.

         Обращение — это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому (чему) обращаются с речью. Оно  выражается формой именительного падежа или её сочетанием с зависимыми словами и не входит в состав предложения, т.е. не является его членом. В роли обращений чаще всего выступают  собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии. Обращение употребляется в устной речи, в письмах, в художественных текстах.

Знаки препинания при обращении:

1. Если обращение стоит в начале или в конце предложения, ставится запятая.
2. Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется с двух сторон.
3. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками.
(Но: перед обращением может стоять и междометие о (=ах), которое отделяется запятой или восклицательным знаком.)
4. Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются.

5. Частицы а и да, стоящие перед повторяющими обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится.

Примеры:

1.    Друг Дельвиг, мой парнасский брат, твоей я прозой был утешен. (А.Пушкин)
Начинай серенаду, скворец. (Н.Заболоцский)

О, Даша, посмотри, как здесь красиво!

Я и не отговариваюсь, тётушка.

2.    Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса. (А.Пушкин)                                                                                                                                     О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
Сергей Сергеевич, это вы ли?
3.   Здравствуй, солнце да утро весёлое! (И.Никитин)
     Петька, да Петька же, куда ты запропастился?
Мам, а мам, когда поедем?

Пошёл, кучер!

 

  1. II. Осмысление (45 мин)
  2. Спишите предложения и расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую  основу.  Чем осложнены предложения?
  3. I. Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу. Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе. Принесли баян и рокот густых басов заполнил комнату. II. Берёзка повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой. И рано – раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать. Простимся дружно о юность лёгкая моя. III. Спой мне иволга песню пустынную. Уж очень осторожна иволга у гнезда. Про родимый край так баян сыграй чтоб жилось и пелось от души.
  4. Прочитайте текст. Определите основную тему и мысль текста. Пользуясь словарём, определите лексическое значение слов: милосердие, любовь, сострадание.

 Милосердие

Слово «милосердие» состоит из двух частей — милость и сердце, то есть сделать милость сердцу. Как просто звучит и как порою тяжело бывает это сделать. Особенно сейчас и особенно молодежи. Нет, не всем, но многим. Ведь насколько легче пройти, нежели вникать в проблемы или неприятности чужого человека. А ведь очень часто бывает, что нужно просто слово доброе сказать или выслушать человека. Казалосьбы мелочь, но порою это спасает от необдуманного поступка. И больше всего в этой помощи нуждаются старшее поколение и подростки. Старшим людям нужно внимание маленькое,  но ежедневно, нужно общение, нужно сочувствие. Не обязательно деньги давать или подарки (хотя это тоже не помешает), а просто дать понять человеку, что он тоже значим, важен и его мудрость — это жизненный опыт, который всегда пригодится. Ведь еще великий Лев Толстой говорил, что «милосердие заключается не столько в вещевой помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в почёте его человеческого достоинства». Подросткам тоже нужно понимание и поддержка. Они еще не сформировались как личность, внутри кипят гормональные перестройки и что с ними будет дальше — непонятно. Очень важно об этом помнить родителям и учителям, ведь несмотря на всю «крутизну» и независимость, внутри они очень ранимы и уязвимы. И еще хочется сказать что милосердию, неосуждению, пониманию и сочувствию нужно учить с детства и учить личным примером. Ведь если папа постоянно уступает место в транспорте, помогает соседке донести сумки, ребенок не останется в стороне. Он в будущем не пройдет мимо чужого горя и всегда постарается помочь, будь то пожилой человек или травмированное животное. В жизни случается всякое и каждый может попасть в трудное положение. Главное не упрекать и судить, а постараться понять и сказать подбадривающее слово — вот это и будет милосердие, понимание и сочувствие тому, кто сердцу мил.

Работа по содержанию текста в микрогруппах

  • Микрогруппа – нарисуйте постер (картинку) к теме;
  • Микрогруппа – напишите эссе по теме;

3 Микрогруппа – напишите письмо, обращение, призыв по теме (стратегия РАФТ);

Презентация идей

  1. Видеоролик о милосердии и доброте. Пожелания учащихся друг другу.

III. Рефлексия

Обратите внимание на кластер и сделайте вывод по теме: Обращение.  (3 мин)

Домашнее задание: Теоретический материал. Выписать из художественной литературы  предложения с обращениями и аргументировать свой выбор. (5-6 предл.). (2мин)

Комментирование оценок (2мин)

 

                                                                                       Мынжасарова Агзат Аманбаевна,

                                                                                       преподаватель русского языка и литературы,

                                                                                       Медицинско — социальный колледж

                                                                                       Актюбинского университета имени С. Баишева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*