(открытый урок)
Цель урока: познакомить учащихся с обращением интервалов (простых), научить их самим осуществлять обращение интервалов.
Задачи урока:
- обучающая: изучение и закрепление темы интервалы и их обращение;
- развивающая: развитие у учащихся элементарных знаний по теории музыки;
- воспитывающая: воспитание интереса к предмету, целеустремленности, стремление к получению положительного результата.
План урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
- Практическая работа.
- Ритмические упражнения.
- Слуховой анализ, пение интервалов, по нотам, гаммам.
- Написание диктанта.
Домашнее задание:
- Написать ритм в диктанте.
2.Учить правило.
Оборудование и материалы:
для учителя: фортепиано, доска, мел, наглядное пособие, погремушки.
Для учащихся: нотные тетради, ручки, простые карандаши, резинка.
Ход урока:
- На предыдущих уроках мы с вами, ребята, изучали интервалы. Какие это интервалы? Что же такое интервалы?
Ответ учащихся: это сочетание двух звуков, взятых вместе или по очереди.
- Поем интервалы от «до» и «ре» по порядку и в разброс только вверх.
Слушаем их, поем. - Слуховой анализ: играть учащимся интервалы, они определяют на слух данные интервалы и дают ответ.
Работаем вначале вместе, затем по одному.
А у интервалов есть свои братья и сестры — это их обращения.
Обращением интервалов называется такой вид интервалов, в котором нижний звук переходит на октаву вверх, а верхний на октаву вниз. В результате образуется новый интервал, который в сумме с предыдущим образует октаву.
Малые в большие.
Большие в малые.
Чистые в чистые.
Число 9 составляют эти интервалы. На доске выписать несколько примеров, а затем самостоятельно в тетради.
- На доске примеры: ч 4 вверх; б 3 вниз; м 3 вверх; ч 8 вниз; б 7 вверх; м 3 вниз.
Для самостоятельной работы в тетради следующие примеры: ч 5 вверх; ч 1 вниз; б 2 вверх, м 6 вниз: б 3 вверх; м 7 вниз.
- Ритмические упражнения «Скок поскок, молодой дроздок, по водичку пошел, молодичку нашел»
Всем классом выполняем, а затем по одному.
- Работа над ритмом работаем всем классом, хлопаем в ладоши 1 раз на каждый слог. 2 раза только на первую долю. Затем с погремушками по 2 человека: один учащийся выполняет ритмический рисунок на каждый слог, второй только на первую долю. Меняемся.
- Слуховой анализ: интервалы.
Пение интервалов, по нотам, гаммам.
Работаем по одному. Играть учащимся интервалы, мажор и минор.
Интервалы 3 — 4, в зависимости от ответов учащихся, также мажор и минор.
Пение интервалов всем классом и по одному, пение гамм до двух знаков при ключе, минор в натуральном виде.
- Пение калона: «О. ре. ре. ре, ре перенодзе» грузинская песня.
Повторить слова, поем всем классом без сопровождения инструмента. - Затем поем колоном по группам и меняемся по голосам.
Написание диктанта «Маленькой елочке, холодно зимой»
Проиграть мелодию два раза, спеть ее с учащимися и писать диктант по памяти, пока без ритма. Проверить запись диктанта у учащихся. В течении записи диктанта проиграть его еще раз.
- Домашнее задание.
- Выставление оценок.
Баркова Ирина Николаевна,
преподаватель музыки,
Школа искусств им М.Толебаева,
Жамбылская область, Кордайский район