Home » Открытый урок » Роль колорита в натюрморте

Роль колорита в натюрморте

Задание. Натюрморт из трех предметов.

Цель урока. Познакомить учащихся с колористическими возможностями
изображения натюрморта, сформировать умение создавать цветовое единство
изображения.

Задача.

  1. Обучающая — изучение и закрепление знаний колорита в натюрморте.
  2. Развивающая — развитие наблюдательности, внимания, художественного вкуса, воображения учащихся.
  3. Воспитывающая — воспитание интереса к предмету, отзывчивости,
    целеустремленности, стремления к получению положительного результата.

Метод работы. Наглядно-иллюстративный

Оборудование и материалы.

Для учителя: доска, предметы для натюрморта ,таблица с этапами выполнения работ, образец педагогического рисунка, очки.

Для учащихся: лист А 3 с рисунком, банка, кисти, краска.

Репродукции картин: И. Грабарь «Неприбранный стол», Т.Маврина «Васильки на окне», В. Ван Гог «Подсолнухи», натюрморты К.Коровина, Е. Те «Натюрморт с веером».

План урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Практическая работа учащихся.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Цветовое единство изображения.

На предыдущем уроке мы изобразили композицию натюрморта, а сегодня предстоит работа в цвете. Вспомните, какие основные компоненты составляют живописное полотно?

(Композиция, рисунок, колорит)
— Действительно, первое — это композиционное расположение фигур на картине, вторым является рисунок. С рисунка начинается дальнейшая творческая работа над натюрмортом, третий компонент живописи — это все разнообразие красок, оттенков, тонов, пятен света и тени или как называют художники, колорит. Колорит в живописи — один из главных средств создания художественного образа.
Колорит от латинского color-цвет, краска, а в живописи система соотношений цветовых тонов и их оттенков, образующих определенное единство. В природе все предметы, хотя и имеют свои собственные оттенки цвета, но вместе с тем между ними существует связь. Ни один цвет нельзя вводить в изображение, не согласовав его с общим цветовым состоянием. Цвет каждого предмета, как на свету, так и в тени должен быть родственным этому цветовому целому. В нем должен присутствовать единый для всех оттенок светового потока. Цвет неподчиненный общей тональности колорита, кажется чуждым, случайным и разрушает цветовую целостность. (Показываю композицию из цветовых пятен, одна композиция с неправильным цветовым пятном)

  • В какой композиции цвет не подчиняется общей тональности?

(Ответ учеников)

Французский художник 19 в. Эжен Делакруа писал в своем Дневнике: «Если мы бросим взгляд на окружающую нас обстановку, мы заметим, между вещами, которые мы видим, существует своеобразная связь, созданная окутывающей их атмосферой и разнообразными отражениями света, которые, так сказать, вовлекают каждый предмет в общую гармонию».

Колористическое единство изображения акварельными красками иногда
достигается художниками механическим путем. Для этого, во все оттенки, которыми изображаются предметы, вводится одна и та же краска, этих же результатов добиваются предварительной прокладкой тем или иным цветом. (Показываю на плакате). Этот цвет просвечивает через последующие наложения красок и объединяет их.

Таким образом, гармоничный колорит — это прежде всего совокупность цветов картины, объединенных между собой тоновым и цветовым состоянием освещения. Природные цвета предметов сами по себе редко бывают гармоничными. Однако они всегда выглядят объединенными и сгармонированными именно благодаря общему освещению и отражению от стен, пола, потолка, вещей и т.д. Общее освещение и отражение гасят все резкое по цвету.

В целях уяснения роли цвета освещения А. И. Куинджи широко использовал цветные стекла. Он советовал своим ученикам рассматривать природу через оранжевые или сине- зеленые стекла и этим самым искусственно видеть особенности колорита захода солнца или лунной ночи. Именно от выбора цвета зависит настроение картины. Колорит натюрморта может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным. (Показываю цветовую композицию, ученики должны угадать настроение картины)

  • Какая из композиций показывает: грусть и радость?

(Ответ учеников)

В произведениях живописи можно увидеть, как меняется образ пейзажа,
натюрморта оттого, в каком колорите художник пишет свое произведение:
сближенном, контрастном, холодном или теплом.

  • В каком колорите выполнен натюрморт Ван Гога «Подсолнухи»?

(Ответ учеников)

Да, с помощью теплой солнечной гаммы художник хотел выразить свои
дружеские чувства другу. И наоборот, в холодном колорите написан натюрморт Т. Мавриной «Васильки на окне», а желтые одуванчики еще больше подчеркивают синеву и холод букета.

  • В каком колорите написан натюрморт И. Грабаря «Неприбранный стол»?

(Ответ учеников)

Е.Те «Натюрморт с веером» создает тоску и грусть, написан сдержанных тонах.

Колорист К.Коровин великолепно подбирал для своих картин краски. Краски подобные голосам инструментов в оркестре сливаются в гармоничное звучание целое.

А теперь давайте закрепим пройденный материал.

  • Какую роль играет колорит в натюрморте?
  • Как можно создать цветовое единство?

(Ответ учеников)

Сегодня мы с вами будем писать этюд. Но в целях уяснения цвета освещения используем очки с голубыми и светло- коричневыми стеклами. Самая главная задача, создать цветовое единство изображения. Учащиеся приступают к выполнению практической работы.

  1. Практическая работа. Учащиеся выполняют этюд. Во время практической работы провожу целевые обходы.
  • Контроль организации рабочего места.
  • Контроль правильности выполнения работы.
  • Помогаю учащимся, испытывающим затруднение.
  • Контроль качества выполнения работы.
  1. Итог урока.
  • выставка работ,
  • заключительное слово учителя
  1. Домашнее задание: принести краски акварельные, А3 с этюдом.

Перевозчикова Алевтина Александровна,

педагог ИЗО,

Школа искусств имени М.Толебаева,

Жамбылская область, Кордайский район

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*