Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательной организации является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” РК. С введением новых государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти идеи не новы, еще в 30 – е годы прошлого века наши педагоги обосновали идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта.
Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Что же делать воспитателю, если у него в группе ребенок с особенными возможностями здоровья? Прежде всего, изучить особенности ребенка и составить индивидуальный образовательный маршрут. Сделать это возможно только на основе знаний о конкретном нарушении, имеющемся у ребенка, и понимании компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании. Зная особенности, возможности можно приступать к организации предметно – развивающей среды.
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей. Особое внимание следует обратить на условия создания предметно – развивающей среды. В первую очередь это безопасность. Далее комфортность, вариативность, информативность, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития и интересам детей. Для развития детей с ОВЗ обязательно нужно создавать условия для взаимодействия с детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Организация педагогами игровой, исследовательской, проектной деятельности в микрогруппах, так же способствует взаимодействию детей. Для этого можно использовать дополнительные программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития, театральный кружок и т. д. В микрогруппах, решая общие задачи. Дети учатся общаться, согласовывать совместные решения, взаимодействовать друг с другом, находить общие пути решения разногласий.
Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, необходимо обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Для успешного осуществления поставленной цели, можно выделить ряд задач:
— Создание ребенку с ОВЗ условий для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
— обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
— коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
— стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
— профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Создание индивидуального маршрута, внимание и терпение педагога позволяет достичь прекрасных результатов. Для обычных детей опыт совместной деятельности с детьми с ОВЗ просто необходим, если мы хотим воспитать в будущем милосердного, толерантного, доброжелательного члена нашего общества. В свою очередь дети с ОВЗ прекрасно социализируются в сообществе сверстников и в социуме в целом. Дети живут общим коллективом, не делая различий. Ребенок получает шанс реализовать, проявить себя. Его жизнь перестает существовать в рамках ограниченного пространства. Надо отметить, что родители детей с ОВЗ, как правило, очень активно включаются в совместную работу с педагогом. У них появляется возможность выйти за рамки семейного общения, понимание, что у ребенка есть возможность социализации, а значит, появляется уверенность в завтрашнем дне. Педагог вообще должен быть ориентирован на поддержку таких родителей и обязательно прорабатывать различные способы взаимодействия от психологического до образовательного. На каждом этапе образовательного процесса, можно и нужно включать родителей в создание индивидуально – образовательного маршрута, тогда эта работа будет наиболее продуктивной. Задача педагога помочь родителю не стеснятся своего ребенка, воспринимать таким, какой он есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально – волевую сферу.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного)образования.
Тойганбекова Ш.М.,
зав.каф. «УиКО»
к.п.н., ас/профессор
Айгерим Абзалбекқызы
старший преподаватель кафедры УиКО «Өрлеу»-Тараз
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Проблемы специального образования сегодня являются одними из наиболее актуальных. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В Конституции РК и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
РК подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Статья двадцать четвертая данного документа говорит, что государства-участники в целях реализации права на образование должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
В настоящее время в Жамбылской области функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных организаций, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации казахстанского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями:
— посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательной организации;
— путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательной организации.
Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школьное пространство по месту жительства:
— наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья;
— недостаток информации у школьников о различных нарушениях и о возможностях их сверстников;
— отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
— отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательной организации по месту жительства;
— неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников;
— полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.
Анализируя мнение работников образования, можно выделить следующие наиболее актуальные проблемы.
- Регламентация инклюзивного обучения нормативно-правовыми документами.
В настоящее время нет положения об инклюзивном обучении, где мог бы быть определен статус инклюзивного ребенка, права и обязанности образовательной организации и родителей (законных представителей).
- Финансовое обеспечение процесса инклюзии.
Пока финансирование школ, реализующих инклюзивное обучение, осуществляется так же, как и массового обучения, однако затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению детей с ОВЗ, гораздо выше данного норматива. Необходимо финансировать детей при инклюзивном обучении по той же схеме, как и в специализированной коррекционной школе. Также необходимо в каждом ОО, реализующем инклюзивное обучение, пересмотреть критерии эффективности деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, продумать систему их стимулирования, внести дополнения в положения об оплате труда.
- Современные практико-ориентированные программы и технологии по обучению детей с ОВЗ. В общеобразовательной школе их недостаточно. Интегрированные уроки требуют серьезного методического осмысления и обобщения имеющегося опыта.
- Новые подходы к проведению методической работы с учителями, работающими в инклюзивном пространстве. Для изменения их стереотипов, профессиональной позиции необходимы тренинги, междисциплинарные консилиумы, работа педагогических мастерских, стажировки, мастер-классы. Проведение открытых мероприятий педагогами инклюзивных ОО, конференций позволило бы продемонстрировать профессиональный рост, наметить дальнейшие цели собственной и командной деятельности.
- Психолого-медико-педагогическое сопровождение. Без его организации образовательный процесс детей с ОВЗ не может быть осуществлен в полной мере. Важным условием для этого является наличие высококвалифицированных специалистов сопровождения – специальных психологов и педагогов, учителей-логопедов, дефектологов. Но зачастую таких специалистов нет в ОО. Одним из решений проблемы является внесение изменений в статус специальных (коррекционных) учреждений за счет дополнения его функциями оказания коррекционной помощи интегрированным детям, их учителям и родителям. Эти школы могли бы стать ресурсными центрами по инклюзивному образованию, владеющими различными технологиями обучения детей с ОВЗ.
- Материально-техническое обеспечение и безбарьерная среда. Для создания в массовых общеобразовательных учреждениях надлежащих условий для воспитания и обучения детей с ОВЗ предстоит внесение существенных изменений. В школах должны быть помещения для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, кабинет лечебной физкультуры, медицинский кабинет. Кроме того, трудность в ОО вызывает создание условий для трудовой подготовки и СБО. Необходимо максимально использовать возможности окружающего социума (возможно заключение договоров с другими ОО, предприятиями).
- Принятие человека с ограниченными возможностями. Родители нормально развивающихся детей не хотят, чтобы их дети обучались в интегрированных классах, совместно с детьми с тяжелыми дефектами. Поэтому, приняв ценности инклюзивного обучения, требуется в каждом ОУ, районе выстраивание системы работы с общественностью по подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями.
Таким образом, для ОО проблемы развития инклюзивного обучения достаточно актуальны, особенно для сельских территорий. И в одиночку справиться с этими проблемами школам достаточно тяжело. Поэтому необходимо принятие комплексной программы по развитию инклюзивного обучения на региональном уровне.
Тойганбекова Ш.М.,
зав.каф. «УиКО»
к.п.н., ас/профессор
Сейданова Дина
старший преподаватель кафедры УиКО «Өрлеу»-Тараз
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Основным направлением реформы системы специального образования в современных развитых и многих развивающихся странах мира является инклюзивное образование, выступающее в качестве единственного международно-признанного инструмента реализации права каждого человека на образование (в том числе – права на образование человека с инвалидностью).
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это такой процесс обучения, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, где учитываются их особые образовательные потребности и оказывается необходимая специальная поддержка.
Вопросы инклюзии должны рассматриваться как важная часть общего движения «Образования для всех». Каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Это ведет к необходимости создания в школах и в системе основного образования такой среды, которая позволяет детям получать знания и способствует этому. Такая среда должна быть инклюзивной по отношению к детям, эффективной и дружественной, здоровой и безопасной. Дети с инвалидностью – это только малая часть детей, на которых ориентируется инклюзивный подход к образованию, направленный как на реформу специального образования, так и на реформу общего начального, среднего и высшего образования.
Инклюзивное образование, являясь частью образовательной политики многих государств-членов международного сообщества. ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как «динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса познания». Высокое качество образования для всех – важнейшее требование образовательной инклюзии в международной практике.
Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации ВСЕХ детей, а не только детей с инвалидностью. Это изменение системы и принятие ребёнка на уровне всей школы. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Инклюзия в образовании – это изменение философии образования, это один из аспектов инклюзии в обществе, изменит к лучшему жизнь многих людей.
Инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Государство, реализуя цели инклюзивного образования, обеспечивает гражданам с особыми образовательными потребностями в развитии специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на всех уровнях образования. Инклюзивное образование дает возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, реализовать свой потенциал и право на получение образования. Преимущество инклюзивного образования заключается в смешении учеников. Общение – отправная точка преподавания. Учителя должны общаться с детьми, ученики с учителем и друг с другом.
На сегодня общее количество детей с особыми образовательными потребностями составляет 144 783 детей, из них 96 555 школьного и 48228 дошкольного возраста.
В рамках плана мероприятий второго этапа реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на
2016-2019 годы также предусмотрено к 2019 году:
- создать условия для инклюзивного образования в 30% дошкольных организаций; в 70% школ;
- расширить сеть Кабинетов психолого-педагогической коррекции и психолого-медико-педагогических консультаций.
В 2016-2017 учебном году 10% (495 д/с из 4910 д/с) детских садов внедрили инклюзивное образование, в них 6130 детей, 44,7% или 3289 школ создали условия для инклюзивного образования (в них более 40 тысяч детей).
Создано 7 ресурсных центров по инклюзивному образованию (Актюбинская – 1, Акмолинская -1, Карагандинская – 1, ЗКО – 2, Кызылорда – 1, КАЗ НПУ- 1) для оказания научно-методической, организационно-консультативной помощи педагогам и родителям.
В Республике Казахстан функционирует 42 специальных детских сада и 435 специальных групп, в которых получают воспитание и обучение более 13 тысяч детей дошкольного возраста, 97 специальных школ и 2605 специальных классов при общеобразовательных школах, где обучаются около 25 тысяч школьников.
В настоящее время коррекционно-педагогическую поддержку детям с особыми образовательными потребностями оказывают: 13 реабилитационных центров, 149 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 58 психолого-медико-педагогических консультаций.
В системе ТИПО подготовку кадров из числа лиц с особыми образовательными потребностями ведут 178 колледжей. Контингент данной категории студентов составляет около 3 тысяч человек. Подготовка кадров в рамках специальности «Дефектология» ведется в 17 вузах страны. Помимо этого ведется работа по повышению квалификации педагогов. За 3 года 2771 педагог прошли курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию. Разработаны и внедрены обязательные лекции по инклюзивному образованию для слушателей всех курсов повышения квалификации педагогических кадров.
Доступ к образованию детям с особыми образовательными потребностями обеспечивает и система электронного обучения, дистанционное образование. Дети, обучающиеся на дому, получают необходимые программно-технические средства. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата приобретаются индивидуальные средства передвижения, специальные клавиатуры и манипуляторы; для детей с нарушением слуха – слуховые аппараты, звукоусиливающая система с микрофоном, тифлотехнические средства. Для обеспечения доступа к обучению важны средства информационного обеспечения, в том числе принтеры и Брайлевские дисплеи, читающие машины и увеличивающие устройства, электронные лупы, мобильные устройства увеличения экрана с речью и др. Компьютерной техникой и оборудованием за счет республиканского бюджета обеспечены более 6 тысяч детей-инвалидов, обучающихся на дому.
На данный момент почти половина специальных организаций образования в республике оснащена мультимедийными образовательными системами, стимулирующими познавательное развитие детей с ограниченными возможностями. В 20 % специальных школ установлены интерактивные доски. Доступ к интернету имеет около 95 % специальных школ. 41 % специальных организаций образования оснащены логопедическими тренажерами, 37% – слухоречевыми тренажерами.
Тойганбекова Ш.М.,
зав.каф. «УиКО»
к.п.н., ас/профессор
Абитжанова Ж.
учитель СШ.№ 42 г.Тараз
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИДЕЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.
Инклюзия — центральная идея развития современного образования, затрагивающая глубокие социальные и ценностные изменения нашего общества. В основе инклюзии лежит идея включающего общества. Она означает, что любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями здоровья) может быть включен в общественные отношения. Важно, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни, обеспечению равенства их прав во всех видах деятельности. За этим стоит глубокая философская проблема — проблема отношений «Я и Другой», проблема формирования нашего сознания в условиях социального взаимодействия. Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. При отсутствии этой возможности вторжение другого будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление.
Но само общество и его социальные институты (образование, культура, рынок труда и т.д.) вырабатывает нормы, которые регулируют социальное взаимодействие. Одной из таких норм, или социальных стереотипов, было отторжение людей с инвалидностью, их социальная изоляция. Когда к нам приезжают эксперты из-за рубежа, они всегда высказывают удивление: « О какой инклюзии вы говорите, мы не видели на улицах города ни одного инвалида. Где вы их прячете?». Сегодня инвалидность получает новую трактовку и рассматривается не как особенность человека, а как «барьеры» самого общества.
Идея инклюзии возникла в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений. Идеология инклюзии (включающего общества) сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми. Внедрение инклюзии возможно только на основе принципов демократизации и при отсутствии дискриминации по любому признаку. Профессор Манчестерского университета Питер Миттлер дал такое определение: «Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся».
Инклюзия – это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества. Инклюзивное образование – результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физической состояние.
Принципы инклюзивного образования:
Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок;
признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;
повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;
изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;
проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;
различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;
признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.
Принципы инклюзии определяют новую парадигму образовательных отношений:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Дэвид Митчелл, признанный международный эксперт в области инклюзивного образования, утверждает, что «успех инклюзивного образования зависит от того, рассматривается ли оно как часть системы, в которой школа является звеном более крупной системы (общества)». Он вывел «формулу» для описания составляющих инклюзивного образования:
ИО=В+О+5К+П+Рс+Рк,
где
В – видение (т.е. знание об актуальном состоянии и наличие прогноза на развитие и обучение),
О – определение в школу,
5К – 5 компонентов (адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное обучение, адаптированная среда, право на образование),
П – поддержка,
Рс– ресурсы,
Рк– руководство.
Думается, что успех инклюзивного образования зависит от всех указанных компонентов. Заблуждением является то, что инклюзивное образование создается только для детей с инвалидностью.
С 1 сентября любой ребенок, проживающий рядом со школой, имеет право учиться в ней. Готова ли школа дать качественное образование всем детям, которые в нее придут? Именно в готовности школ к инклюзии и заключается первая проблема. Готовность – понятие системное, оно включает в себя много показателей. Готовность здания школы принять детей с двигательными нарушениями и обеспечить им доступ, как в школьное здание, так и во все его помещения (класс, столовую, библиотеку и т.д.)
Готовность образовательной среды учреждения соответствовать разным образовательным возможностям учеников. Обучение – это социальный процесс, это групповое действие. Помимо нового взгляда на пространство школы создание инклюзивной образовательной среды потребует анализа культурного уклада и отношений людей в школе. Такую среду возможно создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Готовность педагогов обучать детей с различными образовательными потребностями. Остро стоит проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей. Для решения этой проблемы создаются программы повышения квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, обмен опытом, стажировки и др. Ведущую роль в решении
этой проблемы может сыграть методическое сотрудничество с коррекционными педагогами, специальными психологами, с научным сообществом. Сегодня в стране изменилась стратегия в повышении квалификации педагогических кадров. В основе лежит потребность самого педагога.
Готовность всего коллектива разделять идею инклюзии и реализовывать её в культуре школы. Культура имеет прямое выражение в типах и способах коммуникации участников школьного сообщества – руководителя и учителя, учителя и ученика, учителя и родителя. Коммуникация же определяется теми установками, которые есть в личном опыте человека, и теми правилами, которые выработало сообщество. Многие инклюзивные школы имеют Кодекс таких правил и культурных норм; важно, чтобы он был выработан самими участниками, а не спущен для исполнения. Ценностные изменения, к которым неизбежно приводит процесс инклюзии, должны закрепляться в культуре школе.
Анализируя сегодняшнее состояние школ РК, мы хорошо понимаем, что школы не готовы отвечать всем требованиям инклюзии. Это не значит, что нужно отвернуться от этой проблемы или принять факт неготовности как «приговор» инклюзии. Любая проблема должна быть переведена в область задачи. Только рассматривая вкупе проблему готовности школы к обучению детей с ОВЗ и трудности, возникающие у самых обычных учеников, можно достичь полноценной инклюзии в этой школе. В жизни часто в борьбе за права меньшинств походя попираются права остальных людей. Попытки исключить дискриминацию, сосредоточив на ней все внимание, оборачиваются еще худшим фарсом. От инклюзивного же обучения стоит ждать улучшения качества жизни и учебы всех детей, реального равенства возможностей в раскрытии заложенного природой потенциала. Вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию неизбежны разного рода негативные последствия. Одним из них является формальное принятие ребенка с ОВЗ в школу, а потом старательное желание «вывести» его на домашнее обучение. Сегодня каждый 3-й ребенок с ОВЗ, обучающийся в массовой школе, получает образование на дому, что никак не способствует получению качественного образования и достижению целей его включения в сообщество сверстников.
Есть еще один серьезный риск для развития инклюзии – это наша привычка к имитации изменений и нововведений, ориентировка на краткосрочные результаты, поспешность в отчетах и показателях, порой ничего за собой не имеющих. Через это осуществляется дискредитация самой идеи инклюзивного образования, её ложная трактовка и оценка неэффективности инклюзии в целом. Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями.
Цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, – создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе. Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности ставит и решает особые профессиональные задачи, в чем-то очень похожие на привычные, а в чем-то – совершенно новые.
Рассмотрим их подробно:
1 Определение категории детей в классе, которым необходимо создавать специальные образовательные условия.
2 Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных детей класса, среди которых могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, опорно- двигательной системы, поведения. Например, организация пространства для проезда коляски; рабочего места с необходимыми приспособлениями – держателями для ручек и карандашей, тетрадей; правильное освещение в классе; наличие увеличительных приборов; организация зоны релаксации и т.д.
3 Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей.
4 Освоение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающихся.
5 Адаптация имеющихся или разработка новых необходимых учебных и дидактических материалов (например, заданий разного уровня сложности, рабочих тетрадей с крупным шрифтом, плакатов или презентаций, зрительно иллюстрирующих тему). Освоение и использование адекватных 6 возможностям детей способов оценки учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
6 Организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
Привлечение к этой работе координатора по вопросам инклюзивного образования, специалистов психолого-педагогического сопровождения – педагога- психолога, учителя-логопеда, учителя- дефектолога, социального педагога, тьютора, учителей-предметников, воспитателей и – что очень важно – родителей является необходимым для достижения поставленной цели. Поддержка администрации, создание условий для инновационной деятельности (а работа в инклюзивном классе является по-настоящему инновационной!) – еще один ресурс учителя. Только при целенаправленной работе администрации школы по формированию инклюзивной культуры, выстраиванию инклюзивной политики может состояться инклюзивная практика, которую реализует педагог. Немаловажную роль в качестве дополнительного ресурса для профессионального роста, методической и психологической поддержки учителя играет возможность тесно сотрудничать со специалистами ресурсного психолого-педагогического и медико-социального (ППМС) центра и методического центра. Разрабатывая индивидуальную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, команда учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения определяет, какие показатели будут являться критериями его достижений. При этом используются уже разработанные показатели динамики развития и освоения образовательной программы для всех детей, обучающихся на той или иной ступени. Например, планируемые результаты начального общего образования. А исходя, из возможностей обучающихся, формулируются критерии индивидуального продвижения каждого ребенка – как в освоении основной образовательной программы, так и в формировании навыков, необходимых для успешной социализации. На помощь педагогу, осваивающему азы инклюзии, приходят специальные технологии.
Тойганбекова Ш.М.,
зав.каф. «УиКО»
к.п.н., ас/профессор
Тойганбеков Ж.М.
учитель СШ. № 35 г.Тараз