Современное образование многогранно, но особое место в нем отводится воспитательной составляющей. В настоящее время важнейшей задачей общеобразовательной школы является воспитание нового типа гражданина – истинного патриота, самостоятельно мыслящего, активно действующего, обладающего интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Глава государства Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» подчеркнул: «Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование»
В Концептуальных основах воспитания отмечается: «Исследования и анализ общемировой системы воспитания показывают важность построения единой комплексной воспитательной системы страны, ее целей и содержания с учетом национальных целей, культурных ценностей и традиций, ментальных особенностей в гармонии с опытом передовой мировой практики, современными прогрессивными течениями и инновациями».
Патриотическое и нравственно-духовное воспитание в каждом обществе в течение многих столетий осуществлялось на базовых ценностях народа и служило интересам общества.
Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития ценности являются устойчивыми жизненными ориентирами личности, мотивирующими ее поведение и созидательную деятельность.
Ценности – это взгляды и убеждения, оказывающие существенное влияние на направленность человека, содержание его социальной активности, на общее отношение его к миру, к себе и другим людям.
«Источником длительного существования нации является функционирование и постоянное совершенствование ее внутреннего содержания, находящего выражение в национальном сознании и самосознании, национальных ценностях, интересах, вкусах и самооценках, национальной культуре и языке».
Национальные ценности – совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие – родина, язык, история, искусство, литература и т.п., и основой которой является менталитет.
Ментальной особенностью казахского народа издавна являлись любовь и уважение к земле, народу, почитание семейных ценностей, уважение к старшим, добродушность, отзывчивость, открытость, гостеприимство, толерантность. Вместе с тем происходит формирование новой системы ценностей в процессе становления и развития независимого Казахстана.
Как отмечено в Послании Главы государства Н.А. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» за годы суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны.
26 апреля 2016 года на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Независимость. Согласие. Нация единого будущего» был принят патриотический акт «Мәңгілік Ел». В документе представлены семь принципов общенациональной идеи, отражающих базовые ценности развития нашего государства, общность интересов и исторической судьбы народа Казахстана.
В ценностях «Мәңгілік Ел» воплощена индивидуальность страны, ее сильные стороны и лучшие качества казахстанцев.
Именно эти ценности являются сегодня основным ориентиром в достижении целей патриотического и нравственно-духовного воспитания в системе казахстанского образования. Поэтому работа по реализации ценностей в системе образования осуществляется с опорой «на доминанту патриотизма – казахстанского патриотизма, в основе которого лежит идеология общественного согласия, интернационализма и гуманизма как общечеловеческих ценностей».
Концептуальные основы и пути реализации общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» отражены в государственных нормативно-правовых и методических документах, а также учебных программах по предметам всех уровней среднего образования, в том числе и начального.
В соответствии с Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы одними из основных программных целей системы общего среднего образования определены: обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина; формирование у школьников духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни.
Во все общеобязательные стандарты и учебные программы будут включены компоненты, способствующие формированию духовно-нравственных и интеллектуальных качеств личности».
В Государственном общеобязательном стандарте начального образования определено значение понятия «ценности образования» как «ориентиры в построении системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания образования, являются ведущим фактором в формировании личности обучающегося». И обозначены базовые ценности в содержании начального образования: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Перечисленные базовые ценностями в содержании начального образования соотносятся с ценностями «Мәңгілік Ел», которые являются их основой. Кроме того, в Государственном общеобязательном стандарте начального образования перечислены ожидаемые результаты обучения по образовательным областям, четко отражающие ценности «Мәңгілік Ел» (таблица 1).
Таблица 1 – Соотнесение ценностей «Мәңгілік Ел» и базовых ценностей в содержании начального образования
Ценности «Мәңгілік Ел» | Базовые ценности в содержании начального образования | ||
Независимость и Астана Общенациональное единство, мир и согласие | Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность | ||
Формирование чувства сопричастности к Родине, народу и истории, гордости за свою страну; осознания ответственности за развитие благосостояния общества в Казахстане; уважения к государственным законам. Осуществляется через изучение истории, культуры, традиций своей страны, современных достижений Казахстана; уважение предков; развитие толерантности и глобальной гражданственности. | |||
Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Человек и общество» По завершении начального образования обучающийся: — знает общие сведения о географии и истории Казахстана; роль и место Казахстана в мире; государственные символы Казахстана; общечеловеческие ценности; — понимает значение государственной символики Казахстана; нормы нравственного поведения человека в обществе; свою сопричастность к жизни школы, села, города, страны; значимость служения обществу; — анализирует положение Казахстана в мире; роль и значение изучаемых общественных явлений и процессов в жизни людей; — синтезирует знания и навыки для систематизации и классификации общественных явлений и процессов; знания и навыки для определения некоторых актуальных проблем общества. | |||
Ключевые понятия: патриотизм, казахстанский патриотизм, гражданин, гражданская ответственность, независимость, государственные символы, государственные законы, общество, достижения. | |||
Ценности «Мәңгілік Ел» | Базовые ценности в содержании начального образования | ||
Общенациональное единство, мир и согласие Светское Государство и Высокая Духовность Общество Всеобщего Труда Общность Истории, Культуры и Языка | Уважение
| ||
Формирование эмоционально-позитивного отношения к себе, к окружающему миру; уважения к национальным и общегражданским ценностям, истории и культуре каждого народа, другим людям и их взглядам. Воспитание теплых чувств и заботливого отношения к родителям, семье, старшим, друзьям. Воспитание уважения к человеку труда. Осуществляется путем создания учебных ситуаций и заданий для воспитания личной ответственности за свои поступки и гуманного отношения к человеку. | |||
Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Человек и общество» По завершении начального образования обучающийся: — понимает свою гражданскую идентичность в форме осознания себя как юного гражданина Казахстана и свою принадлежность к определенному этносу; ценность семьи, малой родины и Отечества; ценности многонационального казахстанского общества; значение национальных традиций, обычаев; содержание понятий «взаимопонимание», «жизнерадостность», «оптимизм», «доброжелательность», «щедрость», «великодушие» и их значимость; — анализирует сходства и различия в культурно-обрядовых традициях казахского народа и других народов; — синтезирует модели коммуникаций в семейной, межличностной и общественной сферах; — оценивает роль традиций и фольклора в современной жизни. Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Технология и искусство» По завершении начального образования обучающийся: — знает лучшие образцы и известных исполнителей казахской традиционной и классической музыки, музыки композиторов Казахстана и музыки народов мира; — понимает особенности и значение национальных традиций и обычаев в декоративно-прикладном искусстве Казахстана; значение произведений искусства в культуре казахского народа и других народов мира; традиционную музыку как отражение культуры казахского народа и других народов мира; основополагающую роль народной музыки в композиторской музыке; — анализирует стили и жанры искусства казахского народа и других народов мира; содержание традиционной казахской музыки и музыки народов мира. | |||
Ключевые понятия: гражданское равенство, толерантность, гуманизм, согласие, духовные ценности, многонациональное общество, традиции, обычаи, фольклор. | |||
Ценности «Мәңгілік Ел» | Базовые ценности в содержании начального образования | ||
Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем Общество Всеобщего Труда | Сотрудничество
| ||
Формирование навыков работы в коллективе; стремления к согласованной, слаженной работе с людьми для достижения общих целей, доверия и открытости к их мнениям и предложениям, готовности поддержать и оказать им помощь. Достигается посредством организации командной или групповой работы на уроке, создания атмосферы позитивного взаимодействия, сотрудничества и взаимной поддержки в рамках класса, школы, местного сообщества. | |||
Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Человек и общество» По завершении начального образования обучающийся: — синтезирует решения по собственному духовно-нравственному развитию; — оценивает собственное поведение и поступки окружающих людей с позиции нравственных норм; значимость семьи, общества, страны в жизни каждого человека; поведение людей с позиции общепринятых нравственных норм; уровень своего прогресса в сфере межличностных, общественных и финансово-экономических отношений. | |||
Ключевые понятия: сотрудничество, согласие, согласованность, доверие, взаимодействие, поддержка, семья, коллектив, общество. | |||
Ценности «Мәңгілік Ел» | Базовые ценности в содержании начального образования | ||
Общество Всеобщего Труда Устойчивый экономический рост на основе инноваций | Труд и творчество
| ||
Развитие умения организовать свою работу; активности, инициативности; увлеченности работой; стремления к достижению лучшего результата; воспитание добросовестности, честности, усердия. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде. Реализуется через развитие проектной, экспериментальной, исследовательской деятельности. | |||
Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Естествознание» По завершении начального образования обучающийся: — понимает важность бережного отношения к окружающей среде и сохранения биоразнообразия на Земле; необходимость рационального использования природных ресурсов; — оценивает деятельность человека и следствия научно-технического прогресса на состояние окружающей среды. Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Человек и общество» По завершении начального образования обучающийся: — понимает значимость служения обществу; содержание понятий «труд», «творчество» и их значимость; значение природы как источника жизни; важность бережного отношения к природе; — оценивает степень удовлетворенности своей работой на уроке. | |||
Ключевые понятия: инновации, инициативность, добросовестность, трудолюбие, творчество, окружающая среда, природные ресурсы, экология. | |||
Ценности «Мәңгілік ел» | Базовые ценности в содержании начального образования | ||
Светское Государство и Высокая Духовность Общенациональное единство, мир и согласие | Открытость
| ||
Воспитание честности, искренности в личных и деловых отношениях; бескорыстного отношения к делу; способности воспринимать чужое мнение и выражать свою точку зрения; открытости к новым знаниям. | |||
Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Язык и литература» По завершении начального образования обучающийся: — анализирует представления о духовно-нравственных ценностях на основе прочитанной, услышанной информации; — определяет общечеловеческие ценности в произведениях художественной литературы; — синтезирует небольшие тексты на темы, связанные с культурой, обычаями народов Казахстана, выражая свою нравственную позицию. | |||
Ключевые понятия: открытость, транспарентность, искренность, толерантность. | |||
Ценности «Мәңгілік Ел» | Базовые ценности в содержании начального образования | ||
Устойчивый экономический рост на основе инноваций | Образование в течение всей жизни | ||
Развитие интереса к обучению на протяжении всей жизни, новым знаниям и творчеству; уважения научного познания; потенциала личности и высокой мобильности. Формирование навыков самообучения и самообразования. Осуществляется через развитие навыков поиска, анализа и обработки информации, критического ее восприятия и представления, умения делать обоснованные выводы и вносить конструктивные предложения, выражать свое отношение к происходящим событиям. | |||
Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Человек и общество» По завершении начального образования обучающийся: — анализирует факторы развития личности, семьи, школьного сообщества; значение основных ресурсов в жизнедеятельности человека. | |||
Ключевые понятия: образование, обучение, самообразование, саморазвитие, научное познание, инновации, критическое мышление, творческое мышление, целеустремленность. | |||
Младший школьный возраст – это важнейший период становления личности. Обновленное содержание среднего образования предоставляет учителю большие возможности для формирования духовно-нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности у учащихся начальных классов. Современный педагог должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально-активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты своей Родины.
Досова Ляззат Ашимовна,
старший преподаватель кафедры
дошкольного воспитания и социализации личности
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения
квалификации педагогических работников
по Карагандинской области
г. Караганда, Республика Казахстан
ЛИТЕРАТУРА
- Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы. — Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205. — Астана, 2016. — [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/
- Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования). — Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080. — [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/
- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года. – Астана, 2014. — [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/
- Патриотический акт — «Мәңгілік Ел». Принят на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана 26 апреля 2016 года. – Астана, 2016. — [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/
- Типовая учебная программа по предмету «Литературное чтение» для 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения). – Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 мая 2018 года № 199
- Джадрина М.Ж. Надо ли быть успешным выпускнику школы в меняющемся мире? — [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: http://open-school.kz/glavstr/tema_nomera/tema_nomera_136_1.htm