Home » Учебно-методические материалы » Общенациональная идея «Мәңгілік Ел» в системе начального образования

Общенациональная идея «Мәңгілік Ел» в системе начального образования

Современное образование многогранно, но особое место в нем отводится воспитательной составляющей. В настоящее время важнейшей задачей общеобразовательной школы является воспитание нового типа гражданина – истинного патриота, самостоятельно мыслящего, активно действующего, обладающего интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

Глава государства Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» подчеркнул: «Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование»

В Концептуальных основах воспитания отмечается: «Исследования и анализ общемировой системы воспитания показывают важность построения единой комплексной воспитательной системы страны, ее целей и содержания с учетом национальных целей, культурных ценностей и традиций, ментальных особенностей в гармонии с опытом передовой мировой практики, современными прогрессивными течениями и инновациями».

Патриотическое и нравственно-духовное воспитание в каждом обществе в течение многих столетий осуществлялось на базовых ценностях народа и служило интересам общества.

Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития ценности являются устойчивыми жизненными ориентирами личности, мотивирующими ее поведение и созидательную деятельность.

Ценности – это взгляды и убеждения, оказывающие существенное влияние на направленность человека, содержание его социальной активности, на общее отношение его к миру, к себе и другим людям.

«Источником длительного существования нации является функционирование и постоянное совершенствование ее внутреннего содержания, находящего выражение в национальном сознании и самосознании, национальных ценностях, интересах, вкусах и самооценках, национальной культуре и языке».

Национальные ценности – совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие – родина, язык, история, искусство, литература и т.п., и основой которой является менталитет.

Ментальной особенностью казахского народа издавна являлись любовь и уважение к земле, народу, почитание семейных ценностей, уважение к старшим, добродушность, отзывчивость, открытость, гостеприимство, толерантность. Вместе с тем происходит формирование новой системы ценностей в процессе становления и развития независимого Казахстана.

Как отмечено в Послании Главы государства Н.А. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» за годы суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны.

26 апреля 2016 года на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Независимость. Согласие. Нация единого будущего» был принят патриотический акт «Мәңгілік Ел». В документе представлены семь принципов общенациональной идеи, отражающих базовые ценности развития нашего государства, общность интересов и исторической судьбы народа Казахстана.

В ценностях «Мәңгілік Ел» воплощена индивидуальность страны, ее сильные стороны и лучшие качества казахстанцев.

Именно эти ценности являются сегодня основным ориентиром в достижении целей патриотического и нравственно-духовного воспитания в системе казахстанского образования. Поэтому работа по реализации ценностей в системе образования осуществляется с опорой «на доминанту патриотизма – казахстанского  патриотизма, в основе которого лежит идеология общественного согласия, интернационализма и гуманизма как общечеловеческих ценностей».

Концептуальные основы и пути реализации общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» отражены в государственных нормативно-правовых и методических документах, а также учебных программах по предметам всех уровней среднего образования, в том числе и начального.

В соответствии с Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы одними из основных программных целей системы общего среднего образования определены: обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина; формирование у школьников духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни.

Во все общеобязательные стандарты и учебные программы будут включены компоненты, способствующие формированию духовно-нравственных и интеллектуальных качеств личности».

В Государственном общеобязательном стандарте начального образования определено значение понятия «ценности образования» как «ориентиры в построении системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания образования, являются ведущим фактором в формировании личности обучающегося». И обозначены базовые ценности в содержании начального образования: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Перечисленные базовые ценностями в содержании начального образования соотносятся с ценностями «Мәңгілік Ел», которые являются их основой. Кроме того, в Государственном общеобязательном стандарте начального образования перечислены ожидаемые результаты обучения по образовательным областям, четко отражающие ценности «Мәңгілік Ел» (таблица 1).

 

Таблица 1 – Соотнесение ценностей «Мәңгілік Ел» и базовых ценностей в содержании начального образования

 

Ценности «Мәңгілік Ел»Базовые ценности в содержании начального образования 
Независимость и Астана

Общенациональное единство, мир и согласие

Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность 
Формирование чувства сопричастности к Родине, народу и истории, гордости за свою страну; осознания ответственности за развитие благосостояния общества в Казахстане; уважения к государственным законам. Осуществляется через изучение истории, культуры, традиций своей страны, современных достижений Казахстана; уважение предков; развитие толерантности и глобальной гражданственности. 
Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Человек и общество»

По завершении начального образования обучающийся:

— знает общие сведения о географии и истории Казахстана; роль и место Казахстана в мире; государственные символы Казахстана; общечеловеческие ценности;

— понимает значение государственной символики Казахстана; нормы нравственного поведения человека в обществе; свою сопричастность к жизни школы, села, города, страны; значимость служения обществу;

— анализирует положение Казахстана в мире; роль и значение изучаемых общественных явлений и процессов в жизни людей;

— синтезирует знания и навыки для систематизации и классификации общественных явлений и процессов; знания и навыки для определения некоторых актуальных проблем общества.

 
Ключевые понятия: патриотизм, казахстанский патриотизм, гражданин, гражданская ответственность, независимость, государственные символы, государственные законы, общество, достижения. 
Ценности «Мәңгілік Ел»Базовые ценности в содержании начального образования 
Общенациональное единство, мир и согласие

Светское Государство и Высокая Духовность

Общество Всеобщего Труда

Общность Истории, Культуры и Языка

Уважение

 

 
Формирование эмоционально-позитивного отношения к себе, к окружающему миру; уважения к национальным и общегражданским ценностям, истории и культуре каждого народа, другим людям и их взглядам. Воспитание теплых чувств и заботливого отношения к родителям, семье, старшим, друзьям. Воспитание уважения к человеку труда. Осуществляется путем создания учебных ситуаций и заданий для воспитания личной ответственности за свои поступки и гуманного отношения к человеку. 
Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Человек и общество»

По завершении начального образования обучающийся:

— понимает свою гражданскую идентичность в форме осознания себя как юного гражданина Казахстана и свою принадлежность к определенному этносу; ценность семьи, малой родины и Отечества; ценности многонационального казахстанского общества; значение национальных традиций, обычаев; содержание понятий «взаимопонимание», «жизнерадостность», «оптимизм», «доброжелательность», «щедрость», «великодушие» и их значимость;

— анализирует сходства и различия в культурно-обрядовых традициях казахского народа и других народов;

— синтезирует модели коммуникаций в семейной, межличностной и общественной сферах;

— оценивает роль традиций и фольклора в современной жизни.

Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Технология и искусство»

По завершении начального образования обучающийся:

— знает лучшие образцы и известных исполнителей казахской традиционной и классической музыки, музыки композиторов Казахстана и музыки народов мира;

— понимает особенности и значение национальных традиций и обычаев в декоративно-прикладном искусстве Казахстана; значение произведений искусства в культуре казахского народа и других народов мира; традиционную музыку как отражение культуры казахского народа и других народов мира; основополагающую роль народной музыки в композиторской музыке;

— анализирует стили и жанры искусства казахского народа и других народов мира; содержание традиционной казахской музыки и музыки народов мира.

 
Ключевые понятия: гражданское равенство, толерантность, гуманизм, согласие, духовные ценности, многонациональное общество, традиции, обычаи, фольклор. 
Ценности «Мәңгілік Ел»Базовые ценности в содержании начального образования
Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем

Общество Всеобщего Труда

Сотрудничество

 

Формирование навыков работы в коллективе; стремления к согласованной, слаженной работе с людьми для достижения общих целей, доверия и открытости к их мнениям и предложениям, готовности поддержать и оказать им помощь. Достигается посредством организации командной или групповой работы на уроке, создания атмосферы позитивного взаимодействия, сотрудничества и взаимной поддержки в рамках класса, школы, местного сообщества.
Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Человек и общество»

По завершении начального образования обучающийся:

— синтезирует решения по собственному духовно-нравственному развитию;

— оценивает собственное поведение и поступки окружающих людей с позиции нравственных норм; значимость семьи, общества, страны в жизни каждого человека; поведение людей с позиции общепринятых нравственных норм; уровень своего прогресса в сфере межличностных, общественных и финансово-экономических отношений.

Ключевые понятия: сотрудничество, согласие, согласованность, доверие, взаимодействие, поддержка, семья, коллектив, общество.
Ценности «Мәңгілік Ел»Базовые ценности в содержании начального образования 
Общество Всеобщего Труда

Устойчивый экономический рост на основе инноваций

Труд и творчество

 

 
Развитие умения организовать свою работу; активности, инициативности; увлеченности работой; стремления к достижению лучшего результата; воспитание добросовестности, честности, усердия. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде. Реализуется через развитие проектной, экспериментальной, исследовательской деятельности. 
Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Естествознание»

По завершении начального образования обучающийся:

— понимает важность бережного отношения к окружающей среде и сохранения биоразнообразия на Земле; необходимость рационального использования природных ресурсов;

— оценивает деятельность человека и следствия научно-технического прогресса на состояние окружающей среды.

Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Человек и общество»

По завершении начального образования обучающийся:

— понимает значимость служения обществу; содержание понятий «труд», «творчество» и их значимость; значение природы как источника жизни; важность бережного отношения к природе;

— оценивает степень удовлетворенности своей работой на уроке.

 
Ключевые понятия: инновации, инициативность, добросовестность, трудолюбие, творчество, окружающая среда, природные ресурсы, экология. 
Ценности «Мәңгілік ел»Базовые ценности в содержании начального образования 
Светское Государство и Высокая Духовность

Общенациональное единство, мир и согласие

Открытость

 

 
Воспитание честности, искренности в личных и деловых отношениях; бескорыстного отношения к делу; способности воспринимать чужое мнение и выражать свою точку зрения; открытости к новым знаниям. 
Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Язык и литература»

По завершении начального образования обучающийся:

— анализирует представления о духовно-нравственных ценностях на основе прочитанной, услышанной информации;

— определяет общечеловеческие ценности в произведениях художественной литературы;

— синтезирует небольшие тексты на темы, связанные с культурой, обычаями народов Казахстана, выражая свою нравственную позицию.

 
Ключевые понятия: открытость, транспарентность, искренность, толерантность. 
Ценности «Мәңгілік Ел»Базовые ценности в содержании начального образования 
Устойчивый экономический рост на основе инновацийОбразование в течение всей жизни 
Развитие интереса к обучению на протяжении всей жизни, новым знаниям и творчеству; уважения научного познания; потенциала личности и высокой мобильности. Формирование навыков самообучения и самообразования. Осуществляется через развитие навыков поиска, анализа и обработки информации, критического ее восприятия и представления, умения делать обоснованные выводы и вносить конструктивные предложения, выражать свое отношение к происходящим событиям. 
Ожидаемые результаты обучения по образовательной области «Человек и общество»

По завершении начального образования обучающийся:

— анализирует факторы развития личности, семьи, школьного сообщества; значение основных ресурсов в жизнедеятельности человека.

 
Ключевые понятия: образование, обучение, самообразование, саморазвитие, научное познание, инновации, критическое мышление, творческое мышление, целеустремленность. 

 

Младший школьный возраст – это важнейший период становления личности. Обновленное содержание среднего образования предоставляет учителю большие возможности для формирования духовно-нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности у учащихся начальных классов. Современный педагог должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально-активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты своей Родины.

 

Досова Ляззат Ашимовна,

старший преподаватель кафедры

дошкольного воспитания и социализации личности

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения

квалификации педагогических работников

 по Карагандинской области

г. Караганда, Республика Казахстан

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы. — Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205. — Астана, 2016. — [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/
  2. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования). — Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080. — [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/
  3. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года. – Астана, 2014. — [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/
  4. Патриотический акт — «Мәңгілік Ел». Принят на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана 26 апреля 2016 года. – Астана, 2016. — [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/
  5. Типовая учебная программа по предмету «Литературное чтение» для 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения). – Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 мая 2018 года № 199
  6. Джадрина М.Ж. Надо ли быть успешным выпускнику школы в меняющемся мире? — [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: http://open-school.kz/glavstr/tema_nomera/tema_nomera_136_1.htm

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*