Знание иностранных языков — необходимость современного мира. Это дает возможность приобщиться к мировой культуре. В Казахстане идея триединства языков впервые была озвучена Нурсултаном Назарбаевым ещё в 2004 году. А уже через два года на ХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана Президент вновь отметил, что знание, как минимум, трех языков важно для будущего наших детей.
Согласно концепции ЮНЕСКО, понятие «многоязычное образование» предполагает использование в образовании, по меньшей мере, трех языков: родного, регионального или национального, и международного языка. Применение этих языков является «важным фактором инклюзивности и качества образования». Сегодня, когда перед системой образования ставится задача внедрения новейших методик уже дошкольной подготовки и раннего трехъязычия, необходимо осуществить массовое внедрение полиязычия на всех этапах образования: «ДДУ— школа — вуз». Это сделает процесс полиязычного образования непрерывным.
Основная цель введения триединства языков в образовательный процесс — это формирование коммуникативной культуры среди воспитанников на основе интегрированного изучения казахского, русского и английского языков. Знание родного, государственного языков, изучение иностранного расширяют кругозор личности, способствуют ее многогранному развитию.
Дошкольный возраст признан психологами как наиболее благоприятный период для раннего обучения второму языку. Но возникает проблема именно качественного языкового обучения детей дошкольного возраста. Она заключается в том, чтобы не упустить момент и воспользоваться преимуществами усвоения иностранного языка в раннем возрасте. Многие специалисты считают, что оптимальный возраст для начала обучения – 4 года. После 9-ти лет у ребенка частично утрачивается гибкость речевого механизма. В возрасте же от 4 до 8 лет дети быстро и легко запоминают языковую информацию.
Методика обучения языкам дошкольников строится на основе моделирования типичных ситуаций общения во время игровой и творческой (музыкальной, изобразительной) деятельности, а также на использовании учебно-методического комплекса, включающего в себя книгу для учителя, рабочую тетрадь, аудио- и видеоматериалы. Помочь воспитателю или учителю может и интернет. Различные обучающие диски, электронные учебники, мультимедийные программы помогут сформировать фонетические, лексические и грамматические навыки, необходимые для овладения языком.
К слову, многие логопеды считают, что изучение иностранного языка может способствовать улучшению произношения на родном языке. В частности, для разработки артикуляционного речевого аппарата рекомендуют заниматься с ребенком именно английским языком.
Дошкольное обучение и воспитание – это первый уровень системы непрерывного образования в Казахстане, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Самой важной и значимой ступенью в системе дошкольного образования становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько ребенок овладеет ее способами, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания и созданы все условия, зависит успешность обучения в основной и старшей школе, а также желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.
Кенжекулова Сауле Нуржановна,
учитель русского языка,
д\с №30, г. Актау