Home » Гуманитарный цикл » Одаренные и талантливые дети

Одаренные и талантливые дети

Мастер – класс

Модуль: Обучение талантливых и одаренных учеников

Ресурсы: Презентация, видеоролик, маркеры, ватман

Общая цель: Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми.

Учитель сможет:

выявить талантливых и одаренных учеников методом наблюдения над поведением обучающихся во время процесса их обучения;

— применять стратегии для эффективной работы с одаренными и талантливыми детьми;

— уметь вносить изменения в работу, в задания, которые включают интеллектуальные моменты, предназначенные для развития талантливых и одаренных детей;

Ключевые идеи, значимые для занятия:

— потребности талантливых и одаренных учащихся удовлетворяются лишь тогда, когда создаётся определенная среда;

— групповая работа используется для критического оценивания определенного потенциала одаренных и талантливых детей;

— задания высокой сложности применяются для оценки потенциала талантливых и одаренных учащихся.

Ход занятия

  1. Просмотр видеоролика

 «Вот это талант»

— Что интересного вы наблюдали в видеосюжете?

— Как можно назвать мальчика? Почему?

  1. Введение в тему

-Модуль,  который мы сегодня рассматриваем на нашем занятии «Одаренные и талантливые дети».

 Вопросы для беседы:

-Какого ребёнка вы можете назвать одарённым?

— А какого ребёнка можно вы назовете талантливым?

— Какой корень в слове одаренный? (дар)?

— Можно ли назвать такого ребенка даром для вас, в вашей работе?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.

— В каждом ребёнке кроется свой, определенный талант, своя изюминка! И наша с вами задача, как учителей рассмотреть, поддержать и помочь раскрыться талантам наших детей!

— Какие ученики у вас?

— Что я, как учитель могу сделать и делаю, чтобы раскрыть талант в своих детях?

— Что, именно, поможет мне раскрыть «дар» в таких детях?

— Какие методы и стратегии преподавания я смогу использовать?

Каждый из нас не раз задавал себе эти вопросы!

-Что вы знаете о том, как же выявить талантливых и одаренных детей?

  1. Практические задания для участников мастер — класса
  2. «Собери лесенку»
    Перед участниками на столе слова:

Задатки, способности, одарённость, талант, гениальность

Задание: расположить слова по степени возрастания.

Попробуйте, применив эти же слова, расставить проценты таких учащихся в своём классе.

  1. «Наши таланты»

Перед участниками лепестки ромашки и середина цветка (по — отдельности), маркеры

Задание: запишите на лепестках имя ребёнка из вашего класса и его одаренность или талант

По окончанию записывания составляют «ромашку» из лепестков с именами выявленных детей.

Презентация – ознакомление «Одарённые и талантливые дети»

  1. Парная работа

Исследования психологов выявили шесть, так называемых, разрушителей таланта

  1. Неумение ценить время

Можно услышать: он очень талантливый, но ленивый, поэтому просто тратит своё время. Но, хочется отметить, что к детям такое выражение не имеет никакого отношения, одной из задач родителей и учителей, в такой ситуации, является выявление того, что же прячется за ленью. А главной задачей мы ставим создание условий, для развития способностей и раскрытия таланта. Талант раскроется, если он будет применяться в определённых условиях. Вот об этом мы с вами и должны позаботиться.

  1. Привязанность к материальным ценностям

В нашей жизни можно услышать и такое: «Не стоит тратить время на это увлечение так, как в будущем оно не принесёт никакого заработка». Такое убеждение одна из ошибок взрослых. Если опираться только на материальные ценности, то талант так и погибнет, даже не успев полностью раскрыться.

  1. Сомнения в своих возможностях

«Я не смогу», «у меня ничего не получится», так думают многие, как только на пути у нас возникают трудности. Здесь, главная задача поддержать уверенность в себе, в своих способностях. Достичь этого можно, создав такие условия, в которых ребёнок наибольшим образом сможет проявить свои таланты, дабы закрепить уверенность в своих силах, в своей самооценке. Ещё больше закрепит фундамент уверенности оценка и похвала со стороны взрослых.

  1. Школа и талант – это разные понятия.

Один из так, скажем врагов таланта – это современная школа. Чему мы учим детей на уроке? Правильно. На уроке мы развиваем логику, рациональное мышление. В то время, как таланту требуется развитие чувств, что остается за границей программы школы. Здесь поможет и своевременное выявление таланта, и переход в специализированную школу, где «дар» ребёнка будет раскрываться с каждым днём, развиваться его определённые способности. В это число входят спортивные школы, художественные школы и интернаты.

  1. «Захваливание» или «звёздная болезнь»

Мы говорили про разрушительные последствия неуверенности, но восхваление тоже может создать немало трудностей. Они возникают на почве постоянного «захваливания» ребёнка, который постепенно «опускает планку самокритичности». Тем самым мы даём ребёнку повод на снижение усердий, которые он применяет для оттачивания своего таланта. Он просто не видит в этом необходимости, ведь его и так считают талантливым. К чему работать над собой и дальше?  В этом случае, хочется посоветовать, очень осторожно использовать похвалу и высказывания, чтобы не развить ту самую «звёздную болезнь»

  1. Вредные привычки

Хотя этот пункт можно отнести больше к взрослому населению, но обойти его мы не можем. Почувствовав однажды «вкус славы», многие становятся зависимы от него. И когда, вдруг эта звёздочка начинает гаснуть, утешение находится в спиртном и наркотиках.

— Тем самым талант можно сравнить с алмазом, который сначала добывается, среди тысячи валунов, затем шлифуется, на что уходит немало времени и доверить огранку можно только опытному ювелиру, чтобы он сделал из него прекрасный бриллиант, не повредив его уникальности.

Пары обсуждают свой текст и составляют рекомендации и советы для работы.

  1. Знакомство участников с приёмами работы с одарёнными и талантливыми детьми.

Приём «Пресс — конференция».

Здесь необходимо умение ребёнка задавать вопросы содержательного характера. Вопросы могут быть, как на повторение знаний и получение новых, так и на исследовательское начало.

Например, урок познания мира по теме: «Воздух»

— Почему в горах холоднее?

— Почему трудно дышать в закрытой комнате, спустя некоторое время?

— Как можно доказать, что кислород необходим для горения?

Приём «Удиви меня»

Каждому участнику даётся чистый лист бумаги. Приём направлен на повышение мотивации учащихся в начале урока. Учитель находит удивительное в обычном.

Пусть это будет урок трудового обучения по теме: «Работа с бумагой. Оригами»

— У меня в руках простой лист бумаги. Как вы думаете, можно из него сделать счастье, радость?

Участникам мастер –класса раздаются листы бумаги, из которых они пытаются «сделать счастье» и объяснить.

Приём «Диалог с отрывком (с текстом)»

Такой приём подходит для индивидуальной работы, когда учащийся самостоятельно работает с текстом и выполняет задание. Заполнить таблицу, составить кластер, выписать слова и т.д.

  1. Рефлексия.

Наше занятие хочется закончить словами замечательного педагога В.А. Сухомлинского «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, то они красиво зазвучат»

«Две звезды, одно пожелание»

У участников стикер — звёздочка, на которой необходимо написать пожелание и удачные моменты мастер- класса. Прикрепить звёздочку на доску вокруг макета «талантливый ребёнок»

Написать эссе

Эссе

Ф.И. _____________________Дата ________________

  __________________________________________________

__________________________________________________

_____________________________________________________

В работе с одаренными детьми применяются следующие методы и приемы:

«Пресс-конференция»;

«Удиви меня»;

«Карта успеха»;

«Две шляпы критического мышления»;

«Проблемная ситуация»;

«Дневник задач»;

Проект «Книжка-малышка»;

Игра: «Если бы …»;

Игра «Мало, больше, лучше»
Игра «Чудесный мешочек»;

Игра «Шашки»; Игра «Крестики-нолики» и «Задачи со счетными палочками»; Составление и разгадывание кроссвордов

Ахмедова Елена Тофиковна,

Каримова Аягоз Нурмухановна,

учителя начальных классов

средней школы №37,

г. Астаны

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*