Цели:
— формировать умения проводить осенние работы в овощеводстве, правильно отбирать семенники и закладывать их на хранение; познакомить с техникой безопасности при работе с сельскохозяйственными инструментами; рассказать об основных проблемах экономики;
— развивать память, внимание, мышление; способствовать развитию и формированию познавательного интереса; умение работать в группах, сообща;
— воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, усердие, умение планировать свою деятельность; аккуратность, бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Наглядные пособия и оборудование: учебник «Технология» 6 класс, с/х инвентарь
Ход урока
- Организационный этап
- Приветствие
- Проверка готовности учащихся к уроку
- Организация внимания
2 Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
- Сообщение темы урока
- Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала
- Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация к его освоению
- Постановка учебной проблемы
- Этап усвоения новых знаний
Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство.
Овощеводство – отрасль растениеводства. Важнейшая задача овощеводства – обеспечить население овощами в течение всего года. Овощные растения делятся на однолетние, двулетние и многолетние. Однолетние растения за один год проходят все стадии жизни: прорастания семян, накапливания питательных веществ, образование плодов и семян. Двулетние растения в первый год жизни накапливают в различных органах питательные вещества. На второй год образуют плоды и семена. Растения, предназначенные для получения на второй год семян, называются семенниками, или маточниками. Многолетние растения живут, продолжают расти более двух лет.
По характеру получаемого продукта овощные растения разделяют на группы:
Плодовые (огурец, томат, кабачок, перец и т.д.);
Корнеплодные (морковь, свекла, редька и др.);
Стеблеплодные (капуста кольраби, спаржа);
Листовые (капуста кочанная, щавель и др.);
Цветковые (капуста цветная, капуста брокколи и др.);
Луковичные (лук репчатый, чеснок).
Овощи – непременная основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня. Несмотря на небольшую каллорийность, овощи имеют большое значение для питания человека. Поэтому большое значение уделяется выращиванию овощей, их уборке и хранению. Убирают овощи, когда они достигают полной технической спелости.
- Этап закрепления новых знаний
Практическая работа
Отбор семенников и закладка их на хранение
- Выкопать корнеплоды, очистить от земли, обрезать ботву, оставив стебель длиной 2 см.
- Провести сортировку.
- Отобрать корнеплоды более товарного вида.
- Заложить на хранение
Вводный инструктаж
1)Чтобы лучше сохранить урожай, срежьте овощи вместе со стеблем длиной 2 – 3 см. 2)Осторожно уложите в ящики или корзины.
3)После сбора урожая рассортируйте овощи по размерам, по степени зрелости.
4)Взвесьте, запишите вес.
5)Удалите ботву. Соберите ее и вывезите.
6)Запишите в тетрадь прибыль от урожая.
7)После взвешивания уложите овощи в ящики.
- Направить учащихся на выполнение практической работы
- Показ трудовых приемов
Текущий инструктаж
- Проверить организацию рабочих мест
- Проверить правильность выполнения трудовых приемов
- Проверить соблюдение правил техники безопасности
Заключительный инструктаж
- Анализ характерных ошибок и их причин
- Сообщение оценки работы учащихся
- Уборка рабочих мест
- Этап информации о домашнем задании
- Итог урока
— Почему выращиванию овощей уделяется большое внимание?
— В чем заключается особенность уборки урожая корнеплодов?
— Где хранятся корнеплоды?
- Мотивирование домашнего задания
- Инструктаж по домашнему заданию
Основная проблема экономики
Основные экономические проблемы. Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми, так называемых, основных (центральных) экономических проблем:
1 Что производить? (Какие блага, и в каком количестве?)
2. Как производить? (По какой технологии? С какими затратами?)
3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)
Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.
Потребности и благосостояние. Потребности — это необходимость нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Развитие, возвышение потребностей, выражая процесс развития человека в окружающем его мире, и состоит в том, что по мере удовлетворения материальных потребностей, особенно самых насущных, элементарных (потребности в пище, одежде, жилье), усиливается настоятельность, значимость духовных и социальных потребностей.
Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог ранжирует потребности по мере движения от первичных (элементарных) к высшим (потребностям в самовыражении).
Для решения вопроса о том, что производить, раскрытия взаимосвязи «потребности — производство» наиболее «работающей» является классификация потребностей, которая основывается на концепции деятельностного подхода в развитии человека. Эта концепция исходит из того, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития его жизнедеятельности, основных ее форм: труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):
1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище);
2. потребности в общих условиях жизнедеятельности: потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;
3. потребности в деятельности, в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.
Конуспаев Айбек Аскербекович,
учитель технологии
КГУ «Чистопольская средняя школа»