Основой успешной социализации юных граждан рассматривается функциональная грамотность как способность использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
В школьной системе образования Республики Казахстан идет модернизация содержания образования, учебно-методического обеспечения, форм и методов обучения, с тем, чтобы обеспечить развитие функциональной грамотности школьников.
Школьники Казахстана в период с 2009 по 2018 годы четырежды стали участниками международного исследования учебных достижений обучающихся PISA. Итоги участия свидетельствуют о наметившихся тенденциях качества математического образования в Казахстане. Например, если по результатам исследованиия PISA казахстанских школьники в 2009 и 2012 годах набрали соответственно 405 и 432 балла, то в 2015 году — 460 баллов (вместо прогнозируемых 440 баллов). Безусловно, на показатели PISA-2015 могли оказать влияние и участие более 2000 учеников Назарбаев интеллектуальных школ, впервые ставшие участниками проекта и набравшие по математика 523 балла. Но их влияние на общие результаты Казахстана было скорректировано пропорционально доле учащихся НИШ от общего числа учащихся республики. Показатели школьников НИШ по математике и естественным наукам находятся в первой десятке ведущих образовательных систем (Сингапур, Гонконг, Макао, Китайский Тайбэй, Япония и др.). Результаты участия в исследовании 2018 года ожидаем осенью 2019 года.
Однако казахстанские школьники еще не достигли даже уровня среднего показателя (490 баллов в PISA-2015 г.) среди стран участниц. Это свидетельствует о еще недостаточном уровне математической грамотности казахстанских школьников, их готовности анализировать, обобщать, доносить свои мысли до слушателя, действовать в условиях выбора, проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с математикой. Учащиеся испытывают серьезные трудности при выдвижении гипотез, формулированию новых знаний, при использовании знаний в области математики для возможности обучения и в жизненных ситуациях, связанных с наукой и технологиями.
Значительная роль в формировании компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, играет профессиональная компетентность учителя.
Программа курса повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Математика» в рамках обновления содержания среднего образования РК, которая стартовала с 2017 года, направлена на развитие профессионального мастерства учителей математики.
Входная диагностика уровней готовности учителей математики к развитию математической грамотности школьников выявила ряд затруднений у слушателей:
- недостаточное понимание стратегии развития отечественного образования, направленной на обновление содержания образования с учетом образовательных результатов учащихся в виде функциональных, жизненных навыков.
- недостаточность навыков отбора содержания образования, обеспечивающего развитие математической грамотности учащихся.
- незнание педагогических, психологических основ организации учебного процесса, обеспечивающего развитие естественнонаучной грамотности учащихся.
- не владение формами и методами работы в классе, в том числе на основе ИКТ-технологий, обеспечивающих развитие естественнонаучной грамотности учащихся.
- недостаточное владение приемами построения учебного материала по развитию естественнонаучной грамотности учащихся с учетом принципов и подходов оценки исследования PISA.
В свою очередь, анализ учителями тестовых заданий формата PISA по математике, позволил им понять затруднения учащихся. На основе затруднений школьников, в ходе тренинга, разработаны рекомендации, которые помогут педагогам в развитии математической грамотности учеников:
— системное использование стратегий осознанного чтения: пауза, уточнение, выделение компонентов текста, перефразирование, развитие мысли, сообщение о восприятии, замечание о ходе беседы;
— проводить системную работу с учениками по извлечению нужной информации из разных форм ее подачи, с несколькими таблицами, графиками, диаграммами, предлагать ситуации, когда условия, содержащие избыточную информацию;
-способность использованию теоретических знаний, приобретенных на уроке, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности;
— учить школьника использовать информацию текста при предоставлении развернутого ответа на поставленный вопрос, уметь размышлять над содержанием, способом решения задач и делать выводы;
— проводить системную работу с учащимися по поиску информации для решения проблем из дополнительных источников;
— предлагать задания на установление зависимостей между величинами, описание их через составление формул, обобщение;
— предлагать задания на составление задач обратных данной и по аналогии;
— обращать внимание обучающихся на использованные ими способы и алгоритмы решения, учить искать несколько способов решения проблем, выбирать наиболее оптимальный, поощрять оригинальные идеи.
Таким образом, затруднения педагогов, выявленные в ходе входной диагностики слушателей курсов, рекомендации, разработанные самими учителями, и опыт проведения курсов, позволяют откорректировать цель, задачи курсов, изменить подходы к отбору контента и организации занятий.
На курсах в рамках сессии «Задания по развитию навыков решения задач по математике» учителям была предложена возможность порешать ряд задач формата PISA для определения затруднений самих учителей. Для этой сессии были подобраны задачи из различных содержательных областей «количество», «изменения и отношения», «пространство и форма» и «неопределенность» с разноуровневыми вопросами.
Такой подход позволил учителям «пропустить через себя» и самим почувствовать отличия и уровень тестовых заданий формата PISA от задач учебников. Слушатели сами сформулировали необходимые подходы в преподавании и обучении при подготовке учащихся к исследованию PISA, отметили значимость стратегий активного обучения, стратегий осознанного чтения (пауза, уточнение, выделение компонентов текста, перефразирование, развитие мысли и др.). В рефлексивных размышлениях у учителей исчезли недоумения по поводу применения различных стратегий активного обучения, групповой работы, роли учителя в создании среды активного обучения. Учителя научились определять математическую идею тестового задания и уровень математической компетенции.
Таким образом, считаю, что нам тренерам следует вдумчиво подходить к проведению курсов по подготовке учителей к работе по развитию функциональной математической грамотности учащихся. Достижение заявляемых ожидаемых результатов образования возможно через систему новых форм и методов организации учебного процесса, новые технологии обучения школьников.
Бигельдинова Бакытжан Нагизхановна,
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Карагандинской области