Home » статьи » О роли регионального компонента в содержании школьных предметов

О роли регионального компонента в содержании школьных предметов

 

 Регональный компонент, географическое образование, интегративный характер.

Аймақтық компонент, географиялық білім, интегративтік сипат.

Совершенствование изучения региональных компонентов в содержании школьных предметов представляет собой процесс овладения большим и сложным комплексом знаний и чувств об определенной территории Республики Казахстан, являющейся родной для обучающегося по факту рождения или длительного проживания. Каждый предмет имеет свой региональный компонент. Например, история изучает – историю края, биология – особенности живой природы, экология – сохранность природного комплекса края, языковые дисциплины и литература – языки и народное творчество, химия – особенности полезных ископаемых, других ресурсов, качество воды, физика – тепловые, звуковые, световые, электрические, механические явления происходящие в крае, археология – древние свидетельства жизни в данном крае. В этот перечень можно добавить астрономию, топонимику, топографию, геральдику, этнографию, искусствознание и другие. Учебная деятельность по изучению регионального компонента объединяется на географической основе, так как объединяющее начало в том, что все эти сведения относятся к одной местности, к родному краю.

Главная установка совершенствования регионального компонента в содержании образования заключается в воспитании и развитии  многогранной совокупности патриотических чувств, освоении знаний о родном крае.

Важнейшими задачами при проведении занятий являются развитие функциональной грамотности посредством анализа теоретического, практического материала, навыков самостоятельного приобретения знаний и их использования в процессе формирования достойной личности, способной к социализации в обществе и быть полезной для него.

Для выявления сущности регионального компонента важно разграничить понятия «край» и «региональный компонент». Границы края можно определить территорией родного аула, села, города, района, области, его окрестности, а региональным компонентом считать отражение в школьных курсах учебных предметов материальных и духовных факторов, конкретных условий природной и социальной среды региона в широком смысле и непосредственно окружающей школу, населенный пункт. Изучение региональных компонентов реализуется через краеведческие подходы.

В настоящее время в обществе обострился интерес к развитию человека в конкретной региональной и социокультурной среде. Поэтому одна из ярких примет современного образования — возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи.

Процесс социализации личности, гуманизация общественной жизни и образования определяют выбор качественно новых условий для ее развития с учетом личностных особенностей, мотивов, интересов и ценностных установок.

Одним из факторов демократизации и регионализации современного образования является также всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе воспитания и обучения подрастающего поколения.

В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой – региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа.

Изучение региональных компонентов создает возможности для освоения нравственных, этических и эстетических категорий, обращения к духовным, культурным, экологическим ценностям.

Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности [1].

Применение регионального компонента в обучении позволяет «оживлять предметы», при изучении любых тем, рассмотрение краеведческих аспектов оживляет их содержание, оно становится ближе к ученику, актуальнее.

Изучение предметов в органической связи с окружающим миром, позволяет приобщить обучающихся к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать предметное содержание личностно-значимым для обучающегося.

Но существуют противоречия между необходимостью использования принципа региональности в обучении и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой.

Для того чтобы разрешить эту проблему, учителями разрабатываются темы и задания, системы расчётных задач с региональным содержанием.

Целенаправленное и регулярное использование на занятиях задач, специально подобранных упражнений с региональным содержанием позволяют приобщить обучающихся к более глубокому изучению своего края. Особенно эффективным является их связь с экономическими отраслями региона (сельскохозяйственными, промышленными, рекреационными и другими).

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента и позволяют выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность образования, усвоения знаний, которые позволяют рационально использовать свои внутренние ресурсы и возможности, а также природные ресурсы и богатства края, одновременно сочетающие эффективную охрану окружающей среды. Использование регионального компонента направлено на осуществление гражданско-патриотического, нравственного воспитания, которое является важнейшей задачей обучения в школе, на формирование у обучающихся ценностных ориентаций и личностного осмысления  развития края.

Значительная часть учебного времени при изучении краеведческого материала отводится к практической деятельности: изучение производств, организация экскурсий, походов, решение задач  производственного содержания с использованием регионального материала. Их изучение обеспечивает расширение межпредметных связей и практических умений обучающихся, способствует формированию целостного представления о живой и неживой природе родного края и формированию ценностных мировоззренческих взглядов и идей, элементов гражданской ответственности, национальной гордости и экологической культуры [1].

Особой формой изучения регионального компонента являются походы и экскурсии. На занятиях и во время экскурсий обучающиеся изучают природные особенности края, продукцию, выпускаемую на предприятиях родного края, проводят наблюдения и оценивают свое отношение к увиденному.

Региональный учебный материал позволяет понять место человека в природных системах и способах рационального природопользования, обобщать знания в области сохранения природы, её ресурсов и окружающей среды.

При изучении регионального компонента немаловажными задачами являются развитие экономического мышления, формирование у обучающихся понимания закономерностей экономического развития региона. Очень важным становится выработка умения анализировать, оценивать значимость экономических явлений, наблюдений и объяснений современных экономических ситуаций, содействие общественному и профессиональному самоопределению обучающихся, выбору ими профессии и траектории дальнейшего образовательного маршрута, формированию их активной гражданской позиции.

Совершенствование регионального компонента в содержании школьных предметов – это распределение и локализация региональных знаний, проблем в отдельных темах учебных предметов, на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе в рамках как одного, так и нескольких предметов.

В основе изучения региона лежит воспитание ответственности за сохранение окружающей среды, то есть своей малой Родины, являющейся одной из ведущих ценностных ориентаций обучающихся.

Содержанием воспитания является ориентация развивающегося ребенка на общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества. К числу этих ценностей относится и малая Родина – родной край.  Известный методист-географ А. С. Барков очень точно подметил, что между понятиями «Родина» и «родной край» существует неразрывная связь. Любовь к Родине начинается с родной местности и расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю усиливает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значит полюбить его еще более глубоко [2].

Совершенствование регионального компонента имеет большие воспитательные возможности, способствующие формированию ценностного отношения к малой Родине и содержит объективные предпосылки для развития  гражданской и общественной активности обучающихся. Оно позволяет сочетать две неразрывно связанные части обучения: теоретическую и практическую. Первая предполагает изучение обучающимися явлений (природных, социальных, экономических и других), как оно существует само по себе и во взаимосвязях, вторая – отношение их к этим явлениям  и умение использовать их  или изменять, если они неблагоприятные.

Отсутствие тесных связей учебных занятий с работой по изучению родного края приводит к однобокому, одностороннему развитию, а это отрицательно сказывается на воспитательном значении школьных предметов, географии и биологии особенно.

Преодолеть этот разрыв позволит совершенствование процессов изучения регионального компонента в школьных предметах. На основе уже полученных географических, исторических, литературных, биологических, физических, химических, музыкальных и других знаний обучающиеся смогут выстроить логичное, целостное представление о своей территории – малой Родине, что будет составлять важную ценность для них. Только в этом случае содержание регионального компонента выступит как эффективное средство образования и воспитания обучающихся.

В практике современной школы можно осуществить изучение своего региона путем распределения краеведческого материала с 5 по 11 классы, в отдельных темах учебных предметов, на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе. При этом подходе могут быть разработаны краеведческие курсы интегрированного характера.

При совершенствовании регионального компонента в содержании школьных предметов необходимо использовать технологический подход как один из наиболее продуктивных способов человеческой деятельности, предлагая при этом разные постановки целей при реализации регионального компонента.

Содержание учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» в школах с русским и нерусским языками обучения должно включать материалы по краеведению, так как знание региональных особенностей языка и литературы позволяет повышать любознательность обучающихся через применение теоретических знаний на практике, в реальной действительности, в конкретных жизненных ситуациях, развивать воображение, чувства патриотизма к родному краю и причастности к развитию языка и культуры своей малой Родины.

Целью обучения предмета «Русский язык» в школах с русским и нерусским языками обучения является развитие языковой грамотности личности обучающегося, у которого сформированы языковая, речевая, коммуникативная, социокультурная и лингвистическая компетенции. Реализация данной задачи возможна при включении регионального компонента в содержании предмета «Русский язык», так как необходимо научить продуцировать монологические и диалогические высказывания с учетом разных сфер общения, коммуникативных ситуаций  в условиях межкультурной коммуникации. Кроме того, обучающиеся должны знать лингвистические особенности своего края: особенности развития и функционирования государственного, русского и других языков на проживаемой территории в аспекте языковой политики государства, топонимику, гидронимику, антропонимику родного края, диалектные особенности языка той или территории [3].

Целью обучения предмету «Русская литература» в школах с русским и нерусским языками является формирование ценностных ориентаций обучающихся, читательского вкуса, творческого воображения и самостоятельности суждений. В программу по русской литературе включены материалы, связанные с Республикой Казахстан, ее историей и культурой. Тексты по казахской литературе введены в программу с пропедевтической целью и представляется важным предварительно подготовить обучающихся к восприятию мира казахской литературы. Для изучения предлагаются в тексты казахского фольклора (пословицы, поговорки, сказки, эпос «Кобланды-батыр), древнетюркские и коранические мифы и предания.

Следует отметить, что в процессе изучения факультативного курса «Краеведение» также предлагается изучение сведений о языке и литературе родного края как составляющей культурного наследия Казахстана. Обучающиеся имеют возможность более подробно ознакомиться с основными тенденциями, этапами развития культуры своего села, города, области, с биографией и творческой деятельностью просветителей  (ученых, писателей, поэтов), внесших огромный вклад в историю, становление образования и культуры нашей страны, с традициями, обычаями и языком народов, проживающим в полиэтническом Казахстане.

География и краеведение тесно связаны между собой. Более того, изучение  краеведения имеет географическую основу, так как оно многоаспектно изучает конкретную территориальную единицу, местность, край, которые являются для обучающихся родной. Совершенствование изучения регионального компонента в содержании учебных предметов, которое  означает усиление именно краеведческих подходов, прямо касается предметов географического цикла.

На начальном этапе изучения географии региональный компонент вводится для того, чтобы в процессе обучения в сознании обучающихся устанавливалась связь между изучаемыми географическими явлениями, процессами, закономерностями и тем, как они проявляются на конкретной территории.

При концентрической структуре изложения содержания географического образования на первой ступени обучения знания и элементарные представления о природных явлениях вводятся в общем, начальном курсе географии, а в старших классах возможности регионального компонента используются для понимания процессов и закономерностей (физических, социально-экономических, экологических). Для того чтобы понять, как происходит усвоение знаний по ступеням обучения регионального компонента, весь учебный материал представляется в виде учебных элементов. Так, в 6 классе объекты – это натуральные модели и явления, в  которые вникают, понимают, наблюдают и анализируют, в 8 классе объектами более глубокого изучения становятся природные явления и процессы, в 9 классе изучаются природные, социально-экономические процессы и закономерности.

При выборе подхода или модели изучения содержания регионального компонента географического образования, учителю очень важно понимать, что географические особенности малой Родины – родного края необходимо изучать как небольшую географическую часть страны со своими особенностями, тем самым подчеркивая уникальность своего региона, давая представление о месте малой Родины в стране и для страны, а краеведческие аспекты в русле общей географии, при этом выделяя и показывая ее региональные особенности: природу, историю, население, культуру и хозяйство.

Важно учитывать интегративный характер региональных сведений, которые обучающиеся осваивают в процессе изучения содержания регионального компонента. Обучающиеся должны в полной мере уметь оценивать природные условия и ресурсы малой Родины с точки зрения хозяйственной деятельности человека, экологическую ситуацию в ее пределах, последствия воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, экономико-географическую, социальную обстановку и прогнозировать перспективы развития родного края.

Изучение содержания регионального компонента в географическом образовании с учетом рассмотренных условий свидетельствует о воспитывающем влиянии его на личность ученика как одного из главных средств для  формирования ценностных и мировоззренческих ориентаций старших подростков (отражения ценностных  позиций на всех уровнях географического образования) [4].

Особое значение при изучении региональных компонентов, для обучающихся любых классов, имеет работа по картам. Давно доказано, что словесное объяснение того, как построена карта, и рассуждения о том,  как ее читать, цели не достигают. Также плохо помогает пониманию карты заучивание соответствующих параграфов учебников.

Изучение темы «Изображение поверхности  Земли на плоскости. План и карта» строится через сочетание практических занятиях на местности и в школе.  Занятия должны быть поставлены так, чтобы обучающиеся на местном материале учились ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивали условные топографические знаки  объектов  природного  окружения.

Работая с планом своей местности, обучающиеся видят не отвлеченные условные знаки, а живые, очень знакомые ориентиры, реально представляемые масштабы не раз, может быть, пройденных расстояний и измеренных площадей. В результате таких занятий можно  будет понимать любую карту своего края и карту вообще.

Все виды топографических работ должны составлять обязательную часть краеведения в целом, как и всех учебных экскурсий и походов. Картографический материал — основа для географического краеведения и главное пособие при осуществлении региональных подходов в преподавании.  Действительно, как же иначе можно знать родной  край, если не  привязывать все обнаруженное и изучаемое к местности проживания, не накладывать информацию на карту. Только на карте можно показать окружение края и внутренние его различия.

В течение учебного года обучающимися выполняются творческие виды работ с целью развития и расширения функциональной грамотности по знаниям регионального компонента (краеведения).

Примерные виды деятельности в которых представляются работы и осуществляется участие обучающихся:

— конкурс экологических рисунков и плакатов;

— демонстрация макетов и моделей природы родного края;

конкурс на лучшее исполнение патриотических песен, стихотворений о родном крае;

конкурс программ развития экономики родного края;

конкурс авторских рассказов, стихотворений и песен о родном крае;

участие в конференциях научных проектов;

участие в конференциях по направлениям краеведческой работы;

представления проектов с региональным компонентом на международных конкурсах, конференциях;

участие в работе районных, городских, областных, республиканских, международных предметных и тематических олимпиад.

Исследовательская работа по изучению истории своего края помогает обучающимся реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных мест.

Все это способствует воспитанию патриотов своей страны и региона, что сделать в наше непростое время сложно, но крайне важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее.

Важно заинтересовать обучающихся историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.
Основными задачами обучения истории региона являются: формирование патриотических чувств, привитие уважения к своим корням, расширение комплекса компетенций обучающихся в познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, экологической областях. Изучение истории региона предоставляет также большие возможности социализации личности по месту проживания, готовности жить и трудиться в своем регионе,  участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.

Материалы региональной истории, в первую очередь, реализуют воспитательные задачи обучения. Факты и персоналии позволят обучающимся понять прошлое родного края, мысленно воссоздать образ жизни и духовный мир своих родственников, земляков в прошлом, роль их труда в развитии края. На уроках создается возможность личностного осмысления прошлого, так как носителями ценностных отношений и опыта выступают поколения земляков, в том числе родные и близкие. Размышления об их созидательном труде, вкладе в развитие материальной и духовной культуры края становятся основой для  развития нравственных,  патриотических чувств, что является первой ступенью выработки ценностных  установок  личности.

Краеведческая работа, в процессе которой изучаются региональные компоненты, является составной частью процесса обучения и  образования, проводится в органическом единстве со всей  учебной и воспитательной работой в организациях образования. Она способствовует реализации главной цели: прочному усвоению и глубокому развитию знаний о своем родном крае, расширению кругозора обучающихся, патриотическому воспитанию и активной гражданской позиции подрастающего поколения.

Таким образом, краеведческая работа, в процессе которой изучаются региональные компоненты, является составной частью процесса обучения и  образования, проводится в органическом единстве со всей  учебной и воспитательной работой в организациях образования. Она способствует реализации главной цели — прочному усвоению и глубокому развитию знаний о своем родном крае, расширению кругозора обучающихся, патриотическому воспитанию и активной гражданской позиции подрастающего поколения.

 

Литература

 

  1. Баранский Н.Н. О школьном краеведении: В кн.: Методика преподавания экономической географии. М.:Учпедгиз. — 1960. — С.280-287
    2. Репринцева Ю. С. Особенности ориентации старших подростков на содержание регионального компонента географического образования как на ценность // Молодой ученый. — 2011. №2. Т.2. — с. 109-113.

3.Меркин, С.А., Зинин В. А. Региональный компонент. Москва 2005 г.

  1. Азанбекова А. Региональный компонент в образовательном процессе // Профильная школа и профобразование /2012 № 1-2.

 

В статье рассматриваются региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа.

Мақалада тарихи, демографиялық, экономикалық, этномәдени факторларға, халықтың діліне негізделген аймақтық ерекшеліктер қарастырылады.

 

       Б. М. Мухатаева,

зав.лабораторией

общественно-гуманитарного образования

Национальной академии образования имени И. Алтынсарина

Куанышева Г. А.,

старший научный сотрудник

 лаборатории естественно-математического образования

Национальной академии образования имени И. Алтынсарина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*