Home » статьи » О СИСТЕМНОМ МЫШЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

О СИСТЕМНОМ МЫШЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

По утверждению многих специалистов, мышление системно по своей природе, оно образует диалектическую систему, которая наиболее адекватно отражает системность объективной реальности.

Системное мышление позволяет ориентироваться в нарастающем потоке знаний, дает возможность избирательного выбора знаний и их интеграции для формирования ориентировочной основы деятельности по решению проблем с новым предметом исследования и способом их решения.

По мнению З.А. Решетовой, учиться мыслить системно стало общественно осознаваемой потребностью. Но существующая практика обучения еще не формирует этой способности у учащихся. Несоответствие формируемого способа мышления учащихся общественным потребностям – одно из противоречий современной системы обучения тем требованиям, которые предъявляются современным уровнем научно-технического прогресса к интеллектуальному развитию человека, его творческому потенциалу.

Для формирования системного мышления у подрастающего поколения и специалистов предлагается: скорректировать цели образования; принять соответствующее решение и довести до сведения субъектов учебного процесса установку на формирование системных знаний, умений, навыков и способностей системного подхода и системного мышления; усвоить деятельности и действия, способствующие эффективному достижению целей и решению поставленных задач в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности, повышению конкурентоспособности субъекта;внести соответствующие изменения и дополнения в содержание образования (содержание обучения);совершенствовать существующие методы и технологии обучения, активно использовать современные информационные технологии, а также разрабатывать новые эффективные системные и активные методы и технологии, служащие опережающему и ускоренному формированию системных знаний, системного, творческого и иных способов мышления; гибко сочетать индивидуальные и коллективные формы обучения с доминированием индивидуального подхода; обеспечивать творческую среду обучения и т.д.

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, педагогическими работниками в условиях модернизации образования — вооружить  учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Одной из основных особенностей современного процесса обучения является переход к личностно-ориентированному подходу в обучении, что требует использования комплекса методов, организационных форм, технологий для развития личности. Личностно-ориентированное образование отличается от других существующих моделей и педагогических систем, в первую очередь, тем, что предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не ученик подстраивается под цели педагога, способы его мышления, сложившийся обучающий стиль, а наоборот, учитель с помощью разнообразных технологий согласует свои приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ребёнка.

Результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме, то есть иметь не только предметный формат, но и характер  метапредметных  умений. Характерной особенностью развивающей обучающей технологии обучения является то, что учебный процесс протекает в условиях мотивированного управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащегося. На первый план выходят задачи, требующие решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов и надпредметных компетенций.

Современный уровень развития научного знания характеризуется уже не накоплением наукой все новых сведений. Появление огромных массивов информации приобретает характер информационного взрыва. Для освоения и практического использования знаний требуется особый способ, который характеризуется организацией отдельных сведений в концептуальные системы, интеграцией в целостность как теоретическую основу деятельности. Системное  мышление – это  уровень развития при познании обучающимися мира, предметов и явлений объективной действительности позволяет устанавливать взаимосвязи между ними, выявлять закономерности протекания процессов их взаимодействия и развития, прогнозировать это развитие и эффективно решать возникающие при этом проблемы.  Основной целью является  развитие у обучающихся системного взгляда на окружающую социальную действительность, формирование способности самостоятельно устанавливать связи между явлениями и находить определенные закономерности.

На формирование системного мышления существенное влияние оказывает системность знаний, которая характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний.

Системное мышление позволяет человеку иметь целостное восприятие происходящего с ним и вокруг него, следовательно, повышает уровень его социальной адаптации. Для развития навыка системного мышления необходимо уметь: анализировать ситуацию, явление; устанавливать причинно-следственные связи; обосновывать и отстаивать сформированную точку зрения; интегрировать информацию, делать выводы, ставить серьёзные задачи (проблемы) и решать их. В специализированных классах мы имеем возможность развивать эти умения через:

  • вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, тогда как обычно в школьном сообществе этот важный подход не пользуется популярностью в силу сложности и трудозатратности;
  • работу над развитием дивергентного мышления через мозговой штурм,
  • составление интеллект-карты, по сути своей графа, как способа изображения мышления в виде схем и альтернативной формы записи как средства для обучения, организации при написании статей, решении задач и принятии решений;
  • формирование критического мышления, опирающееся на приёмы обучения, при которых получаемая информация только первый шаг на пути познания, а не конечный, это, по сути, постановка проблемы, которую надо решать;
  • систематическую индивидуальную и групповую рефлексию как способ промежуточного оценивания выполненной работы, совершённого поступка, степени усвоенного знания и т. д.

К характеристикам системного мышления мы отнесём:  всесторонность рассмотрения той проблемы, которую мы обозначили; обнаружение взаимосвязей между частями проблемы, их учёт при построении выводов и принятии решений;  достраивание проблемы до целостности, замена составляющих её элементов с учётом многих аспектов и возможностей, что дает вариативность системного мышления. Любой предмет, а лучше, совокупность школьных предметов могут и должны формировать системное мышление в силу структурированности каждой научной области, лежащей в основе соответствующей учебной дисциплины. Кроме того, именно на развитие системного мышления существует официальный заказ общества и государства.

В качестве примера педагогической, научной и просто школы жизни, воспитавшей множество успешных людей (докторов и кандидатов различных наук, менеджеров, программистов, учителей, врачей и т. п.) приведём Школу Романа Григорьевича Хазанкина, с которым авторам статьи приходилось неоднократно встречаться. «Вертикальная педагогика» как метод обозначена Р.Г. Хазаниным уже не одно десятилетие назад. Приведём структуру основных типов уроков, составляющих костяк педагогического явления:

  • урок-лекция;
  • урок выделение ключевых задач;
  • урок отработки навыков в решении ключевых задач;
  • урок отработки умений в распознавании и составлении ключевых задач;
  • урок-консультация;
  • урок-зачёт;
  • урок анализа результатов зачёта;
  • контрольная работа;
  • анализ контрольной работы.

Одним из нестандартных, но весьма эффективных методов при обучении является диалоговый метод. Поясним, что мы понимаем под диалогом как методом работы учителя. Педагог, владеющий этим методом, как правило, пользуется чаще всего именно им. Он не ведёт монологических занятий ни с учениками, ни с коллегами. Все его встречи с учениками и коллегами носят характер диалогов (полилогов). Наблюдая за работой такого учителя на одном из открытых уроков, мы насчитали во вводной части 16 вопросов с его стороны и 26 ответов учеников. Исследовательская часть урока проходила в различных диалогах: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-группа учащихся, группа-группа (учащихся). В последнем случае учитель выступал то в качестве участника группы, то фасилитатора идеи, то диспетчера.

Умение анализировать как учебные, так и личностные ситуации, видеть причины и следствия позволяет учащимся выстраивать надежные коллегиальные отношения сотрудничества. В классах математической вертикали, имеющих опыт работы в математических лабораториях, как правило, значительно ниже уровень конфликтности. Эти классы сложно назвать дружными в общепринятом смысле этого слова, однако они способны быстро мобилизоваться для решения задач различного уровня как социального, так и учебного характера. Навык целостного восприятия информации, как один из продуктов реализации системного мышления, позволяет учащимся предвидеть результаты своей деятельности как при решении учебной задачи: химической, математической, физической, – так и при социальном взаимодействии, дает возможность просчитывать последствия своих слов и поступков. Таким образом, развитие системного мышления современного школьника — процесс трудоемкий, но увлекательный, продуктивный и благодарный.

Список  использованной литературы:

 1. Зачем школьнику математика? Уроки Хазанкина: Статьи и материалы. — М.: Федеральный институт развития образования, 2012. — 384 с.

2. Мазур М.И. Диалог как средство воспитания одарённого ребёнка // Сборник по материалам всероссийской конференции «Система обучения одарённых детей в Российской школе. — Новосибирск, 2010. — С. 72—78.

3. Мазур М.И. Проект «Математическая лабораторная работа» в начальной школе Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии /Сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 2 (37). Часть II. — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. — С. 16—21.

 

Ш.М. Тойганбекова,

к.п.н., асс/профессор, зав. каф. «ИТиМПЕНГД»

ФАО «НЦПК «Өрлеу»

ИПК ПР по Жамбылской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*