Home » статьи » Педагогическое проектирование: реальность и перспектива

Педагогическое проектирование: реальность и перспектива

 

                     В связи с коренными изменениями во всех областях социально – экономической жизни общества, в настоящее время происходит значительные изменения в системе образования, в ее содержании и технологиях образования. Перед школьной системой стоит задача научить детей учиться по-новому, научиться думать, научить способам деятельности, которые можно будет использовать для решения любой возникающей перед ними проблемы. В современных условиях недостаточно планировать учебный процесс только с целью усвоения определенных знаний. Важно способствовать формированию творческой личности, что является самым важным среди множества направлений по совершенствованию образования, так как одаренные и талантливые дети – потенциал общества, резерв по интеллектуальному развитию.

В современном Казахстане идет становление своей, национальной модели образования. На первое место выдвигаются не знания, умения и навыки, а личность ребенка. Законом «Об образовании» утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов и технологий, позволяющий учителям использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

Суть миссии школы заключается в создании благоприятных условий для реализации личностно – ориентированного обучения в условиях школы на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся, формирования высоконравственной, поликультурной, полиязычной, конкурентоспособной личности с активной гражданской позицией, ведущей здоровый образ жизни, компетентной в современных технологиях, способной к саморазвитию, самореализациям с высоким уровнем социализации в условиях быстро меняющегося мира.

Создание миссии: во-первых, стало первым практическим занятием по использованию методов современного менеджмента в сфере образования; во-вторых, заставило по-иному посмотреть на структуру и эффективность управления; в-третьих, потребовало дать оценку места школы в окружающем обществе и его роли в протекающих общественных процессах;  в-четвертых, породило среди управленческого и преподавательского состава школы определенное ожидание и готовность к восприятию дальнейших изменений в управлении учебным заведением.

Модель управления – это целостная совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемое учебное заведение могло добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и мотивационную политику.

Программа реализации миссии школы требует реорганизации жесткой, формальной структуры управления и перехода к комбинированной модели управления, сочетающей определенную иерархичность с предоставлением возможности для самостоятельности педагогов, родителей и учащихся в принятии определенных решений.

Задачи, которые стоят сегодня перед менеджером в целом связаны с формированием мотивов у учителей, с диагностикой их поступков, с формированием отношения учителей к общим целям школы как к своим, значимым для личности. Формирование отношений в сотрудничестве требует глубокого анализа состояния внутри коллективных формальных и неформальных связей, а поддержание этих отношений требует постоянного оперативного анализа обстановки в коллективе.

Управлять школой научно – значит, управлять на основе целей. В основе целесообразности управления лежат глубинные, наиболее существенные связи, и это позволяет отнести ее к группе закономерности управления.

Принятие основных тактических решений в рамках осуществления общей стратегии деятельности школы осуществляется управленческой командой во главе с директором школы. При принятии решений и выполнением управленческих функций управленческая команда нашей школы ориентируется на следующие принципы управления коллективом.

Принцип уважения и доверия к человеку: это основополагающий, системообразующий принцип менеджера и педагогического коллектива. Принцип, который должен превратиться в убеждение каждого педагога, мотивирующее его поведение, и насквозь пронизывать жизнедеятельность педагогического коллектива.

Принцип сотрудничества: этот принцип предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно – объектных к субъектно – субъектным отношениям. Успех управления зависит в том числе и от наличия внутри школьной системы информации. Руководителям необходимо иметь «обязательный минимум информации» о тех людях, которыми они управляют, об их взаимоотношениях и связях, о состоянии, ходе развития тех процессов, звеньев, участков работы школы, за которые они отвечают и на которые оказывается управленческое воздействие.

Принцип коллективного принятия решения: принимать коллективное решение только по важным, перспективным, стратегическим вопросам, вовлекать в процесс выполнения решения несогласное «меньшинство».

Принцип участия в управлении учителей и делегирование полномочий: это важнейший принцип, лежащий в основе демократизации школьной жизни и процесса управления ею.

Принцип консенсуса: объективно оценивать точки зрения членов коллектива при обсуждении проблем и принятия решений.

Принцип социальной справедливости: равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди учителей, систематически освещать в коллективе деятельность администрации, предоставлять педагогам равные «стартовые» возможности.

Принцип индивидуального подхода во внутри школьном управлении: соблюдение этого принципа необходимо для определения менеджером «предела возможностей» каждого педагога.

Принцип обогащения работы учителя: следить за повышением квалификации учителей, проводить семинары, «круглые столы», методические дни по проблемам методики преподавания отдельных предметов.

Принцип перманентного повышения квалификации: проблема повышения квалификации учителей должна стоять в центре внимания менеджера в его работе с педагогическим персоналом.

Принцип личного стимулирования: справедливо использовать моральные и материальные стимулы, иметь хорошо продуманную систему стимулов (вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение к человеку – более сильно действенном инструментом создания в педагогическом коллективе обстановки приподнятости, здорового микроклимата.

Принцип постоянного обновления: любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой.

Системный подход к управлению заключается в четком распределении функциональных обязанностей, не только среди руководителей, но  и среди всех членов педагогического коллектива. Для этого в школе созданы локальные акты, четко регламентирующие  деятельность сотрудников учреждения.

Чтобы управление было демократичным и эффективным, а сотрудники интеллектуально росли, мы на опыте убедились в необходимости делегирования полномочий.

Следующими условиями создания эффективной системы управления станут горизонтальное и вертикальное распределения труда. Четкое горизонтальное разделение осуществляется за счет образования формальных подразделений: предметных кафедр и методических объединений.

Другим условием продуктивного моделирования системы управления образования является и совершенствование традиционных и разработка новых форм работы. Важную роль в решении управленческих задач играют коллегиальные формы – педсовет, методсовет, школа молодого учителя, передового педагогического опыта, семинары, педагогические мастерские.

Организация работы через коллегиальные формы позволяет создать атмосферу сотрудничества, сотворчества, соуправления и обеспечить такое информационное пространство, которое поможет вовлечь каждого учителя в инновационную деятельность, направленную на достижение педагогической цели.

Работа с кадрами в школе должна строиться на следующих принципах: создание здоровьесберегающих условий для творческой работы и роста профессионального мастерства учителей через курсовую переподготовку, через обеспечение оптимальной нагрузки и совершенствование методической работы.

Для эффективности организации учебно – воспитательного процесса необходимо развивать взаимодействие учебных дисциплин на основе межпредметных связей. Продолжить работу по формированию системы личностно – ориентированного обучения.

Стремиться создать наиболее благоприятные условия по удовлетворению потребностей личности, учащихся в образовательной подготовке, получение знаний, необходимого для экономического и социального развития, а так же индивидуального и культурного самовыражения ребенка в обществе.

Привлекать учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, интеллектуальным марафонам. Модулировать учебно – воспитательный процесс, как систему помогающую саморазвитию и самоопределению личности. Продолжить публикацию творческих работ учителей и учащихся в методических изданиях и в местной прессе.

Необходима организация различных форм работы с семьями учащихся по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Необходимо, привлекать родителей к участию в учебно – воспитательном процессе через родительские собрания, организацию кружков, секций, клубов, совместные творческие дела.

Будущее управление сегодняшней школой рождается в контакте с менеджментом. В какой-то степени секрет успеха кроется именно в нем, ибо он сегодня синтезирует компьютеризацию управления, его психологизацию и направленность на человека. Ни одно из этих слагаемых само по себе ничего не решает, и лишь соединенные во внутришкольном менеджменте с учетом специфики объекта управления, они могут вывести школу на новые рубежи, сделать ее развивающейся и развивающей.

Махатова Фатима Амангельдиевна,

заместитель директора по УВР

Коммунальное Государственное Учреждение

 «Общеобразовательная школа №76», г. Алматы

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*