Home » Начальная школа » Пейзажная лирика на уроках литературы

Пейзажная лирика на уроках литературы

Концепция:  Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики.

Задачи:

Обучающая: продолжить знакомство с лирикой А.С. Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация ,актуализировать знания о сравнении.

Развивающая : развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение ценностей художественной литературы.

Оборудование: Музыка А. Вивальди  «Времена года. Зима», аудиозапись И. Смоктуновский «Зимнее утро»

Ход урока:

  1. Орг. момент. Проверка д. з. Стихотворение «Узник».2-3 человека наизусть.

— В последнем  четверостишии  этого стихотворения 3 последние строфы начинаются со слова туда, что оно означает? Куда туда? (свобода, простор)

-Что для вас значит слово простор? (бескрайние поля, море, степи, описание природы?)

-А как вы думаете, привлекала ли природа А.С. Пушкина? (да)

  1. II. Изучение нового:

1) Вступительный этап, постановка задач.

— Конечно же, природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, А.С. Пушкин не был исключением. Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений, посвящённых природе, особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок. Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А.С. Пушкин? (да)

— Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?

*Продолжить знакомство с лирикой А.С. Пушкина

*Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта

*Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

2) Обращение к личному опыту. Подготовка к восприятию.

-Готовы ли вы погрузиться в чудесный мир лирики Пушкина? (да)

-Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики.

2) Чтение текста

Запись стихотворения в исполнении И. Смоктуновского

4) Этап анализа:

А) Первая учебная ситуация:

-Какие картины вы увидели в процессе прослушивания поэтического текста, что услышали и почувствовали?

(Возникают три разные картины. Утро, морозное чистое. Вечер, вьюжный, мрачный. Комната, огонь в печке)

— Можно ли сказать, что стихотворение проникнуто только мрачным, пессимистическим настроением?

(Нет, настроение меняется: то оно весёлое, бодрое, хотя иногда грустное и унылое. хотя хорошее преобладает, все «плохое» унес с собой вечер)

-Молодцы, мы с вами разобрались в оттенках человеческих чувств, попытались понять состояние души героя.

-Давайте еще раз внимательно прочитаем стихотворение и найдем слова , которые могут быть не понятны и попробуем вместе их объяснить ,подберём к ним синонимы.( слайд 4(кроме этого объяснить слово Аврора-богиня утренней зари в древнеримских мифах)

— Давайте выразительно прочитаем первое четверостишие (Чтение учеником) Какое настроение создаётся автором? С помощью чего? Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует?

(Лексика первого четверостишия: «мороз», «солнце», «день чудесный» — создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. Эпитеты: день чудесный, под голубыми небесами, прозрачный лес (эпитет рисует картину, создаёт образ прекрасного или безобразного.  Метафора оживляет, одухотворяет картину природы (снег лежит, лес  чернеет, ель зеленеет))

Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?

(Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.)

-Какой контраст, противопоставление использует автор? (Использует слова-антонимы.) Давайте попробуем составить такую табличку слов-противопоставлений (раздаточный материал.) Как вы думаете с какой целью мы выполняем эту работу?

оптимизмпессимизм
Утро

Солнце

Радость

Пробуждение

нынче

Вечер

Мгла

Печаль

Сон

вчера

Этот принцип противопоставления называется антитеза (запись в тетради).

-Выразительно прочитаем третье четверостишие.

-Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии?

Голубые  небеса, блестя на солнце, чернеет, зеленеет, блестит.

-Что передаёт автор с помощью цвета? (цветопись, автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра)

Чтение четвёртого четверостишия.

— Можно ли услышать, что происходит в доме? С помощью чего добивается этого Пушкин?

(…Веселым треском Трещит затопленная печь Согласные звуки [р], [т], [с],[щ]помогают передать треск дров в печь)

-Этот прием называется аллитерация, запишите в тетрадочку.(слайд 14)

-Давайте вместе прочитаем последнее четверостишие стихотворения, как вы думаете, куда стремится лирический герой?

(Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни).

III. Итог урока:

Чем же нам дороги стихотворения великого Пушкина? почему его пейзажная лирика вызывает в наших душах такой эмоциональный отклик?

(Красотой звучания, яркостью красок, образностью средств, влиянием на душу человека.)

— Что же хотел нам сказать А.С. Пушкин стихотворением «Зимнее утро»?

-Скажите, удалось ли нам решить задачи, поставленные в начале урока?

IV Д.з.: Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрации к нему, или сочинить собственное стихотворение на ту же тему.

Заключительное слово:

-Пусть в вашей жизни будут и вьюги и злые метели, но на смену им обязательно придёт солнечное и счастливое «Зимнее утро». Живите, надейтесь и верьте в лучшее, наслаждайтесь красотой природы, щедро делитесь своим счастьем с другими. Пусть нетерпеливый конь, символ жизненной дороги и движения вперёд, несёт вас к счастливой жизни. Не останавливайтесь в пути. Это и есть духовное завещание поэта своим читателям.

Мадибекова Гульнара Тагаевна,

учительница начальных классов

Школы – лицея имени К. Сатпаева

Туркестанская область, Казыгуртский район

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*