Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм и взаимодействия.
Поэтому инновационные технологии обучения занимают важное место в современном образовательном процессе. Инновационные технологии обучения позволяют по – новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации, применять различные активные методы обучения.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.
На уроках истории и обществознания основное место выделяется использованию интерактивного обучения – это форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Использую несколько методов интерактивного обучения на уроках истории и обществознания: «мозговой штурм», метод синквейна, метод ассоциограмм и др.
Во время занятий при объяснении нового материала может быть использована презентация. В данном случае школьники также могут самостоятельно составлять опорные конспекты и представлять их в форме презентации, что одновременно будет являться и элементом проектной деятельности.
В процессе обучения предлагается выполнить различные тесты. Для того, чтобы работать с тестами, перед изучением каждой темы обращаю внимание учащихся на то, что необходимо знать, какие знания и умения по истории могут контролироваться такими заданиями, которые показаны на таблице.
Хронологические знания и умения | Названия дат важнейших событий, установление последовательности событий |
Знание фактов | Название мест, обстоятельств, участников, результатов. Представления знаний по исторической географии, о достижениях культуры и науки. |
Умение анализировать | Сопоставление единичных исторических фактов и общих явлений. Название характерных, существенных черт исторических событий и явлений. Классификацию исторических явлений по указанному признаку. Сравнение исторических событий и явлений. |
Знания понятий и терминов | Сущность понятий терминов по истории |
Знание и умение работать с историческими источниками | Определения автора, времени, времен создания. Нахождения необходимой информации. Умения работать с исторической картой. |
Все более популярным в образовании становится применение технологии метода проектов. Метод проектов на уроках истории нацелен на формирование способностей, которые позволяют эффективно действовать в реальной жизненной ситуации. Темы, предлагаемые в качестве исследовательских, должны быть посильны пониманию школьников. В процессе исследовательской работы ученик пытается решить проблему, выдвигает гипотезы, задает вопросы, делает выводы. Проектирование учит четкости в работе, формирует целеустремленность и самостоятельность.
На уроках истории и обществознания большим успехом у учеников пользуется составление синквейна. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации. Так как в любой теме много ключевых понятий и терминов, то для глубокого их понимания и используется синквейн.
Для погружения учащихся в тему можно применять метод ассоциограмм по ранее изученному или новому материалу.
На уроках учащимся как можно больше надо предлагать разнообразные творческие задания. В арсенале учителя их может быть немало: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, тестирование и т.д.
Таким образом, использование инновационных технологий позволит повысить мотивацию учащихся к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность учащихся на уроках. Современные приемы и методы работы на уроках истории и обществознания способствуют развитию и совершенствованию у школьников общеучебных интеллектуальных умений, определяющих результативность учебной деятельности.
Литература:
- Антюхов А.В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. – 2010. №10 – С.26-29
- Григорьев О.В. Современные технологии обучения // Инновации в образовании. – 2011. — №7. – С.17-25
- http:// www. virtualacfdemy. ru/ news/innovacionnye – tehnologii-v-prepodavanii – istorii/
Оспанова Б.Д., КГУ «СОШ №23», г. Караганда