Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроиться и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации. Необходимость быстрого поиска решения возникающих производственных и научных задач привела к распространению во всех сферах деятельности метода проекта как технологии решения проблем. Успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их со школьной скамьи.
Поэтому для меня проектная деятельность учащихся становится одной из важнейших форм современного образования. Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовав свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение, и интересен для самих открывателей.
Структура работы над проектом предполагает: подготовку учащихся к работе, выбор проблемы, сбор информации, разработка собственного варианта решения проблемы, реализация плана, презентация проекта, рефлексия. Презентация проекта проходит в несколько этапов: урок-презентация, выступление на школьной научно-практической конференции, участие в творческих конкурсах.
Принципы, которыми я руководствуюсь:
— Учитель полностью отвечает за успех ученика, т.е. создает условия для ситуации успеха.
— Учитель доверяет ученику, считает, что они равноправны в этой деятельности.
— Учитель вырабатывает новую позицию помощника и наставника.
Цели работы учителя:
— Организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый учение имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности;
— Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;
— Воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
Использование метода проектов в моей работе, способствует повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада. А также важно развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
Ценностью метода проектов для меня является углубленное изучение предмета истории и повышение качества обучения. Результативность проектной деятельности учащихся прослеживается в повышении интереса к предмету история, облегчению усвоения учебного материала, включению в работу на уроке каждого ученика. Проектная деятельность дает возможность проявить себя каждому ученику, даже слабому. При этом формы работы выбирает сам ученик. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение мыслить, самостоятельно решать возникающие проблемы и объяснять исторические процессы. Полученные знания применяются на практике.
Марина Николаевна,
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 59»,
г. Караганда