Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся всегда была в центре внимания педагогов. Чем больше выпускник учебного заведения будет знать, тем лучше он будет подготовлен к жизни и труду в обществе. Обучение ведет не только к развитию ума, но и к развитию внутреннего мира личности ребенка, воспитанию его характера и мировоззрения. Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни, путем формирования у него необходимых компетенций. 0дним из способов их формирования является интеграция учебных дисциплин.
Еще прогрессивные педагоги разных эпох – Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский,
В.А. Сухомлинский – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее, а так же способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов.
Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интегрированный урок даёт возможность ученику более полно увидеть картину явления. Точка пересечения двух предметов (их может быть и больше) является пиком урока, его самоцелью. При этом интегрируются как смежные предметы, так и представляющие разные циклы. Интеграция ставит цель — дать ребенку целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных дисциплин, вскрытие связей между ними. А так же дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствуя раскрытию способностей его учеников.
С учетом возрастных особенностей школьников, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир в его многообразии с привлечением научных знаний, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Содержание интегрированных уроков, обучающая деятельность учителя должны быть обращены к личности ученика, способствовать всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждать их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
Уровни интеграции содержания учебного материала:
— внутрипредметная — интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
— межпредметная — синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращена к личности ученика. Эти уроки способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным областям науки.
Реализация интегрированных уроков ведет к формированию у учащихся комплекса знаний по предметам, умению работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса; формирует навыки самостоятельной работы, учит комплексно рассматривать многие явления.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
- В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех
различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации. - Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
- При проведении интегрированного урока учителями требуется тщательная координация действий.
- В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Интегрированные уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
Есеналина Раушан Мырзагалиевна,
старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»