(урок русского языка в 8 классе)
Цель: расширение понятия о подлежащем и способах его выражения.
Задачи:
- Научить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.
- Показать явления субстантивации слов на примере подлежащего.
- Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.
- Развивать
- общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
- логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.
5 Воспитывать навык совместного труда.
Ожидаемый результат: учащиеся разовьют навык нахождения подлежащее в предложении, узнают больше о способах его выражения, познакомятся с термином «субстантивация»
Критерии успеха: Ученик А составляет лингвистическое высказывание о способах выражения подлежащего, свободно оперирует новыми понятиями, определяет грамматическую основу предложения и способы выражения подлежащего
Ученик В умеет находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения
Ученик С расширяет познания о главном члене предложения – подлежащее
Ключевые идеи/подход: Новые подходы в обучении, ОО и ОдО, обучение согласно возрастным особенностям, обучение талантливых и одаренных, управление и лидерство в обучении.
Учебник (рекомендованный МОН РК): Русский язык: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. шк/Э.Д.Сулейменова, О.Б.Алтынбекова, Г.Б.Мадиева. – 3-е изд., дораб. – Алматы: Атамура, 2012. – 368 с.
Ход урока:
Организация учебного процесса.
Настраиваемся на урок. Поприветствуйте друг друга глазами, улыбнитесь друг другу, пожмите друг другу руки. Возьмите за руки друг друга, почувствуйте, что сегодня вы одна команда. Будьте уверены в том, что рядом с вами товарищи, которые помогут вам справится с любыми трудностями. Садитесь.
(Объяснение работы с листами самооценивания, критерии оценивания, назначение координатора группы, распределение ролей)
Стадия вызова Откройте тетради, запишите число. — Вспомните, что вам известно о подлежащем? Кластер «Подлежащее» Стратегия «Колесо» Предлагаю выполнить задание: Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова: 1 Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего; 2 реку, Грека, ехал, через; 3 везёт, на, Соньку, Санька, санках; (существительные стоят в именительном падеже и отвечают на вопрос что? или кто?) 4 мать, дочь, любит; (подлежащее зависит от порядка слов в предложении, т.к. у одушевлённых существительных совпадают формы именительных и винительных падежей) 5 велосипед, грузовик, разбил; (подлежащее – грузовик, зависит не от порядка слов, а от смысла) — Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения? (да, нет, не всегда) — Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? «Подлежащее и способы его выражения». Запишите тему в тетрадь. — Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? (ответы учащихся) — Исходя из сказанного, определите цель и задачи на урок. (Ответы детей). |
Цель урока:Сегодня расширим понятие о подлежащем и способах его выражения.
Стадия осмысления
- Запишите в тетради 2 предложения:
наречие
- Завтра обязательно наступит.
Инфинитив
- Учиться всегда пригодится
- Найдите грамматическую основу предложения и укажите чем выражено подлежащее
Работаем в парах: можно совещаться, обсуждать выполнение следующего задания — решить криптограмму. Поднимитесь на верхушку синтаксической «лестницы», а потом спуститесь с неё. Тогда вы будете знать, чем может быть выражено подлежащее. Для того чтобы правильно пройти по лестнице, нужно двигаться по диагонали сверху вниз, начиная с выделенного места. |
— Кто первый находит ответ, выносит его на кластер и записывает в тетрадь
— Дополним ещё наш список из приложения, в котором представлены предложения с разными способами выражения подлежащего. |
Сделаем вывод:Место подлежащего может занять любая часть речи, а также единицы синтаксиса
Размышление
— Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее?:
- Сытый голодного не разумеет.
- Семеро одного не ждут.
- Понимать – значит сочувствовать.
- Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
- Большое окно было распахнуто.
- Большое видится на расстоянии.
Обратим внимание на 5 и 6 предложения.
— Что общего между ними? (слово «большое»): определим синтаксическую роль (4 – определение, 5 – подлежащее: т.е. одновременно называет предмет, отвечая на вопрос что? и его признак).
Прилагательное употреблено в значении существительного, перешло в разряд существительных. Такой способ словообразования в лингвистике называется субстантивацией (переход одной части речи в другую).
— Прочитайте примеры субстантивации из приложения 1.
— Как вы думаете, сам термин подлежащее, какой частью речи раньше было? Что оно означало буквально?
Учебник стр 62 упр 122
Подведение итогов урока.
Как мы усвоили урок?
Найдите подлежащее, выпишите его, укажите чем выражено
1.Гости приехали утром.
2.Он был в музее.
3.Старшие помогали младшим.
4.Желающие могли покататься на лодке.
5.Два да два – четыре.
6.Курить- здоровью вредить.
7.Завтра не наступит никогда.
8.Га-га-га слышалось на лугу.
9.Мы с сестрой радовались возвращению домой.
Рефлексия
Обратитесь к своему листу оценивания и найдите свое место в «Графике урока»
Домашнее задание
Для всех:
Стр. 62 правило, упр. 121 (по заданию: подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать, чем выражено подлежащее).
На выбор: · Составить и записать лингвистическое высказывание на тему урока; · Выписать 7-8 предложений из художественных произведений с разными способами выражения подлежащего. Суммативное оценивание работы на уроке |
Спасибо за урок!
Ануфриева А.Г.,
учитель русского языка и литературы,
КГУ «СОШ № 59», города Караганды