Тренинг с родителями
Цель тренинга: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.
Здравствуйте! Сегодня мы собрались для того, чтобы попытаться вместе избавиться от своих проблем, стать лучше, научиться относиться к ребенку с пониманием и уважением, научиться общаться. Слово «общение» является одним из важнейших слов в жизни каждого человека, а для развития ребенка оно является более важным. В процессе общения с родителями формируется его личность. Наблюдая за тем, как общаются между собой мать и отец, ребенок учится поведению, которое и будет использовать в своей будущей взрослой жизни. Поэтому наша задача показать вам на собственном примере, какие именно позиции родителей в общении являются наиболее эффективными, а какие — наоборот, заставить задуматься об изменении своего отношения к детям.
- Приветствие «Возьми листок»
Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.
Ведущий: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.
Предлагаю вам поднос, на каждом листе бумаги, написаны задания. Поднос передаете по кругу друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, отвечаем на вопросы.
Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?
Ведущий: Уважаемые родители! Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить предлагаю оставить в своей памяти. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах, потому что это позволит помочь найти пробелы в воспитании вашего ребенка и проанализировать их. Ваши ответы будут конфиденциальными, поэтому надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания.
2.Задача «Цветок»
Ведущий: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека — это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».
Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка.
Вывод: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.
Рефлексия:
— Было трудно?
— Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
— Легко ли Вам было заполнять? Почему?
Тест для родителей «Семейное воспитание» (работа в дневниках)
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с содержанием каждого вопроса выберите тот вариант ответа, который совпадает с вашим мнением. Ваши ответы позволят определить состояние семейного воспитания и особенности его влияния на психическое состояние ваших детей. Просьба отвечать честно. Не задумываться долго над вопросами.
На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет» или «не знаю».
Вывод: каждый из Вас проанализировал свои ответы и задумался, правильны ли ваши подходы в воспитании детей? В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными ситуациями в общении и поведении с детьми есть запрещаем то слушать, видеть, трогать, прыгать. Мне очень бы хотелось, чтобы вы поиграли игру «Запрет».
- Игровое упражнение «Запрет».
Ведущий выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.
Ведущий: посмотрите пожалуйста на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура — треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а я — мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой), запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.
Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
— Не завязывать ноги — обуть резиновые сапоги;
— Не завязывать руки — помыть руки после прогулки;
— Не завязывать глаза или уши — разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
— Не завязывать рта — выслушать ребенка;
Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.5. Упражнение «Стаканы»
Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка
- Упражнение «Стаканы»
Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.
Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них — это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.
Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.
Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.
В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.
Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» — крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.
Ведущий: научились, узнали, получили знания, предлагаю вам разработать для себя правила общения и взаимодействия со своим ребенком.
- Упражнение «Памятка на каждый день»
В течение трех минут заполните пожалуйста
- Я никогда не буду___________________________________________________________
- Всегда буду знать___________________________________________________________
- Всегда буду проявлять интерес к________________________________________
- Я должна__________________________________________________________________
- Я не могу__________________________________________________________________
- Я не хотела бы ______________________________________________________________
- Я хочу_____________________________________________________________________
Ведущий: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.
Ведущий: сегодня вы много узнали, кто-то для себя нашел ответ на вопрос, кто-то открыл для себя что-то новое. Хотелось и мне узнать Ваше мнение о нашей встрече, нужна ли была она Вам, полно ли раскрыт был материал? Запишите свое отношение на цветочках. У каждого из вас они есть. На обратной стороне прошу заполнить предложения и озвучить их, передавая друг другу цветок образуя венок.
2 | Иногда вы обращаетесь за помощью или за советом к другим лицам, если не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка. | |||
3 | Ваши интуиция и опыт — лучшие советчики в воспитании ребенка. | |||
4 | Иногда вам приходится доверять ребенку тайну, которую вы никому другому не доверили бы. | |||
5 | Вас оскорбляет негативное мнение других людей о вашем ребенке. | |||
6 | Случается, вы иногда просите прощения у ребенка за свою поведение. | |||
7 | Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей. | |||
8 | Вы замечаете между своим характером и характером ребенка сходство, которое иногда удивляет (радует) вас. | |||
9 | Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка. | |||
10 | Вы можете воздержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если есть деньги), потому что знаете, что игрушек у ребенка много. | |||
11 | Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка — физическое наказание (ремень). | |||
12 | Ваш ребенок именно такой, о котором вы мечтали. | |||
13 | Ваш ребенок приносит вам больше хлопот, нежели радости. | |||
14 | Иногда вам кажется, что ребенок учит меня по-новому переосмысливать свое поведение. | |||
15 | У вас возникают конфликты с собственным ребенком. |
За каждый ответ «да», либо «нет» получаете по 10 баллов. За каждое «не знаю» — 5 баллов.
Подсчитайте баллы.
Интерпретация результатов:
Если у вас 150-100 баллов, то вы способны к правильному пониманию поведения своего ребенка. Ваши взгляды и суждения часто совпадают с мнением вашего ребенка, вас можно назвать союзником малыша в решении различных проблем. Вас можно признать образцом для подражания.
Если у вас 90-50 баллов. Вы находитесь на правильном пути к пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете решить. Не пытайтесь оправдываться недостаточностью времени для вашего ребенка. Есть несколько проблем, которые вы можете решить самостоятельно, а потому попробуйте это исправить в семье. Не забывайте, что понимать — не всегда значит принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
Если у вас 49-0 баллов. Кажется, можно больше посочувствовать вашему ребенку, чем Вам поскольку он не попал к отцу или матери как к хорошему другу и проводнику на нелегком пути в получении жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно что-то хотите сделать для своего ребенка, попробуйте другой путь. Возможно, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это сложно, но в будущем жизнь вашего ребенка, возможно, наладиться.
Кузнецова А.В.,
Ясли\ сад «Балдаурен»
Атырауская область, Индерский район,
пос. Индерборск