Home » Начальная школа »  Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением (2 класс)

 Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением (2 класс)

 

Проблема урока: провести исследование слов с безударной гласной в корне   с целью определения алгоритма работы над данной орфограммой.

Тип урока: урок добывания новых знаний.

Тема урока «Безударные гласные в корне слова.»  2 урок.

Проблема урока: «Как проверить безударную гласную в корне слова?»

Цель урока: закрепив понятие, что безударные гласные в корне требуют проверки, научить их проверять, для чего развивать навык подбора однокоренных слов.

Схема урока.

  1. Подготовка к изучению новых знаний. Закрепление умения подбирать однокоренные слова.
  2. Постановка проблемы:

Как проверить безударную гласную в корне слова?

  1. Исследование.
  2. Выработка алгоритма проверки б/г. Составление технологической карты.
  3. Первичное закрепление.
  4. Организационный момент. (Настрой на урок, на активную плодотворную работу.)
  5. Определение общей изучаемой темы. Ученики называют общую тему, которую изучают.
  6. Проверка домашнего задания.

Какое упражнение выполняли?

Какое задание было в упражнении? (К существительным подобрать однокоренные прилагательные)

Как доказывали, что слова однокоренные? (Выделили общую часть – корень)

Проверяем по цепочке, называя корни.

С какими частями речи работали?  Дайте их определение.

 4.Введение проблемы урока.

Прочитайте текст на доске.

Д * ждик капает. На крышу

Льет д * ждинки целый день.

Раз д *ждливо – очень сыро,

Не пойдем гулять теперь.

На что вы обратили внимание в этом стихотворении?

(Есть однокоренные слова)

Выделим корни.

Эти слова нам нужно выписать, но давайте послушаем, какие гласные звучат в корнях. Услышали «а» и «о». Читаем слова фонетически.

Можно ли написать разные гласные в этих корнях?

(Нет, так как корень-это общая часть родственных слов)

Тогда корень в каком из этих слов послужит нам образцом?

(В слове ДОЖДЬ, потому, что там гласный «о» стоит под ударением, то есть в сильной позиции)

Ученик у доски, а остальные в тетради выписывают эти слова.

5.Выработка алгоритма (технологии) проверки б/г.

Давайте поработаем с другими словами с б/г в корне. Упражнение 418.

Прочитайте первую группу слов. Почему здесь 2 слова? (Однокоренные.)

Добавьте свои однокоренные слова,  (Мостик. Мосток) выделите корни, поставьте ударение.

Определите, какой шаг мы сделали сначала?

1 шаг    (Подобрали однокоренное слово или изменили форму слова)

В каком слове гласный в сильной позиции? (под ударением.)

2 шаг   (Выберем такое, где гласная под ударением)

3 шаг  (В безударной позиции напишу такую же гласную.)

Работаем дальше по образцу, по цепочке у доски.

  1. Повторение последовательности действий. Прочитаем правило в учебнике , проверим верен ли наш вывод.
  2. Работа со словарными словами по методике Тоцкого. Устный диктант с игрой в мяч. (Фонетическое произношение слов)

Образование однокоренных к словам  Щенок. Человек.

8.Итог урока. Чему вы сегодня научились?

В ходе исследовательской работы на экране появляются шаги,  определенные учениками по проверке орфограммы «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением»

На последующих уроках она используется как технологическую карту-алгоритм.

Технологическая карта-алгоритм

Как проверить безударную гласную в корне слова?

  1. Подберу однокоренные слова (или изменю форму слова)

 

  1. Из них выберу такое, где гласная стоит под ударением.

 

  1. Без ударения напишу такую же гласную.

 

Султанова Гульмира Макуновна,

учитель начальных классов,

 «Аксуский комплекс-школа детский сад»

Западно-Казахстанская область,

 Бурлинский район

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*