«Жи-Ши пиши с буквой И!» — любимой школьное правило маленьких первоклашек. Чтобы на уроке им было интересно и запоминание проходило лучше и быстрее, а цель занятия достигалась более эффективно, урок был проведен в форме сказки с использованием презентаций.
Тип урока: урок – обобщение.
Форма урока: урок – сказка.
Цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания на орфографическое правило.
Задачи:
• Повторить изученное правило: ЖИ, ШИ пиши с гласной И;
• Развивать орфографическую зоркость- умение видеть изученное правило в словах и применять его на практике;
• Развивать самостоятельность, активность;
• Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, стремление к добрым поступкам.
Ход урока
I. Орг.момент.
Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.
(Метод «Поздоровайся локтями»)
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг и предлагает им сложить руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны и, что они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто коснувшись друг друга локтями.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
II. Чистописание.
-Послушайте скороговорку:
Жаба, журавль и желтый жучок
В гости к ежихе шли на лужок,
Чтобы пришила на место портниха
Буковку Ш и в лесу стало тихо.
-Какие звуки часто встречаются в этой скороговорке?
-Какие буквы обозначают эти звуки на письме?
-Сегодня мы будем работать над строчной и заглавной буквами Ж,ж и Ш,ш.
-Послушайте веселые стихи про эти буквы.
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.
Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.
Запись на доске:
1-я строка – написание буквы Жж.
2-я строка – написание буквы Шш.
3-я строка – написание буквосочетаний: иж, ши, уж, шу, ож, шо, еж.
III. Мотивация учащихся.
— Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы с вами отправимся в путешествие по страницам вашей любимой сказки «Гуси-лебеди». А вот и наш сказочник.
IV. Работа по теме урока.
( Заранее подготовленный ученик читает сказку)
— Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
а она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом….
Долго она бегала по полям, по лесам. Наконец-то нашла она своего братца у бабы-яги…
Девочка взяла братца и побежала.
Увидела баба-яга, что в избушке нет никого и закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— А ты выполни мое задание, — ответила речка.
— Какое же задание дала речка? Давайте поможем девочке!
• Отгадайте загадки и запишите слова.
Посмотрите, выше крыш
Шею вытянул малыш,
Хочет, глупый, хоть чуть-чуть
В небе солнышко лизнуть. (Жираф)
Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)
• Подчеркните сочетания ЖИ, ШИ.
• Напишите еще два слова на это правило.
-Молодцы, ребята!
— Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
—А ты выполни мои задания – спрячу тебя.
-Какое же задание у яблони, посмотрим?
• Отгадайте загадку:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
-А сейчас из данного слова (СНЕЖИНКА) составьте как можно больше слов.
-Молодцы ребята, помогли девочке и с этим заданием.
Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. -Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Выполни мои задания – спрячу вас обоих.
— Какое же задание у печки? Поможем девочке выполнить задание печки?
• Подберите подходящие по смыслу слово и напишите.
Длинные …, густые…, цветные…, душистые …, колючие…, проворные…
Слова для справок: камыш, еж, нож, ерш, карандаш, стриж, уж, ландыш.
-Молодцы, выполнили и это задание.
Спрятала печка девочку с братцем.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка вместе с братцем прибежала домой, а тут и отец с матерью пришли.
-Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось Вам?
-Как вы думаете, чему учит нас эта сказка?
-Ребята, девочка благодарит Вас за оказанную ей помощь и желает Вам крепкого здоровья и успехов в учебе.
V. Итог и оценивание урока.
-Какое правило повторили?
-А какие добрые дела мы с вами сделали?
На стене можно оформить выставку «Наши сокровища», с которой может познакомиться каждый ученик. Уходя домой, ученики забирают свою шкатулку.
-А сейчас давайте оценим наш урок.
Метод «Светофор».
Учащиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке урока. Зелёный — позитивно, жёлтый – нейтрально, красный – негативно. После выбора карточки каждый ученик приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока учениками.
-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, и мы увидели, какие Вы замечательные путешественники: смелые, находчивые, а главное – дружные.
Дильдабекова Мадина Исакбаевна,
учительница начальных классов
Школы-лицея имени К. Сатпаева
Туркестанская область, Казыгуртский район