Работая по обновленной программе, понимаешь насколько важно для каждого учителя проводить работу по Исследованию в действии и Lesson stady. Работаю над этим с 2013-2014 учебного года. Применяя на практике методику семи модулей, экспериментируя и развивая навыки построения уроков, начала проводить исследование в действии. В фокусе работы учителя в начале работы я выбирала учеников АВС и отслеживала их результативность. Овладев данной формой работы, я поставила перед собой цель: провести мониторинг отслеживания результативности учебного процесса с использованием семи модулей. Для этого необходимо при планировании урока учитывать работу каждого ученика с отражением результатов всей учебной деятельности, ведя дневник учащихся по формативному и суммативному оцениванию. Следующим этапом для меня была работа Lesson stady. Так как я являюсь тренером курса «Рефлексия в практике», то для моих слушателей было интересно получить практику организации в работе над Lesson stady. Таким образом, я нашла в лице своих слушателей и единомышленников. Мы выбрали аутентичный класс, в котором преподавал каждый из нас и выбрали тему , над которой работали на протяжении всего курса.
Тема: Групповая работа как эффективная форма организации урока.
Проблема: активизация познавательной деятельности учащихся на примере АВС
Цель тренера: внедрение групповой формы работы с целью активизации познавательной деятельности, расширить представление педагогов о групповой форме работе, раскрыть полноту аспектов работы в группах, показать принципы формирования групп и взаимодействие участников группы, результативность данной формы работы.
Цель для учителя: спланировать и организовать групповую форму работы на уроке, чтобы раскрыть творческий потенциал ученика АВС, проследить результаты работы учащихся АВС, отследить «рост» учащихся АВС
Ключевые идеи: планирование уроков -проведение уроков- анализ –
выводы- планирование
Ожидаемый результат: Групповое сотрудничество способствует наиболее эффективному достижению поставленной цели.
Если вы хотите улучшить обучение, что может быть более очевидным, чем сотрудничать с другими учителями-планировать, наблюдать и размышлять над уроками? (Lewis, 2002)
Учитель сегодня — это педагог- новатор, который должен идти в ногу со временем. Современный учитель — это профессионал, способный организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся получали радость от своего личностного роста в коллективе. Так идет процесс самоутверждения ученика в его школьном возрасте.
Поэтому моей задачей стало: расширить представление педагогов о групповой работе, раскрыть полноту аспектов работы в группах, показать принципы формирования групп и взаимодействие участников группы.
Этот подход наиболее эффективен для сплочения учителей, совместного определения проблем, создания коллаборативной среды для совместного обучения, обмена опытом и коллективной ответственностью за результативность исследования.
Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно, на 70 лет, используемый на Западе подход «Исследование в действии».
В Lesson Study приняли участие группа творческих учителей русского и казахского языков, биологии и истории, которые совместно осуществляли планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя вводили новшества, а именно, идеи семи модулей уровневых курсов, направляли свою деятельность на совершенствование педагогических подходов, передавая все лучшее коллегам посредством проведения открытых Lesson Study.
Планируя проведение Lesson study, я поставила перед собой следующие цели и задачи: приобщить коллег к использованию Кембриджской технологии на своих уроках; показать рациональность использования ведения уроков на основе Новых подходов в преподавании и обучении; провести серию последовательных уроков по 4 предметам и анализ работы учащихся групп АВС, увидеть и принять участие в работе по раскрытию и динамике развития каждого ученика.
Почву для работы по данному вопросу я готовила в течение года. Коллеги, которые активно посещали мои коучинги и выражали интерес к апробации Кембриджской технологии, были ознакомлены с работой всех 7 модулей. Они знали теоретически весь необходимый материал по внедрению Технологии в учебный процесс, посещали уроки у коллег 2, 3 уровня. Проведению Lesson study предшествовал коучинг «Среднесрочное и краткосрочное планирование», где каждая из коллег составили для себя среднесрочный план по предмету. Моей задачей было объединить учителей в группу коллаборативного сотрудничества и реализовать свои практические цели в учебном процессе.
Для проведения Lesson study были приглашены опытные учителя:
1.Учитель истории-Нуралиева Лязат Сабитовна
2. Учитель биологии –Беляева Елена Евгеньевна
3.Учитель казахского языка Жумагулова Нурбахыт Турузбековна
4. Учитель русского языка Ахмедова Лейла Алиевна
Организовав команду единомышленников, мы остановили свой выбор на классе, в котором мы все преподавали. Наш выбор класса остановился на 10»Б» классе. Во-первых, каждый из нас, работал с этими учениками не первый год. Во-вторых, 10 «Б» класс средний по уровню знаний, но это творческий коллектив учащихся, где есть учащиеся как «сильные», так и «слабые». Нам интересно было пронаблюдать, как ученики будут работать в разном соотношении по степени уровня знаний. Как сложатся взаимоотношения в разных группировках, как проявят себя ученики групп АВС. Несмотря на стабильность класса, в нем учатся дети разного социального статуса, разных национальностей, разного материального уровня, что сказывается в приоритетах дружбы. Проблемой класса является игнорирование некоторых учащихся и лидерство детей из «элитных семей». Класс делится на несколько группировок в которых есть негласные лидеры и «пассивные дети.» Класс нельзя назвать дружным, но основной костяк учеников имеют понятия дружбы и поддерживают добрососедские отношения. В интеллектуальном плане в классе 4 ученика группы С, 12 учеников группы В, 15 учеников группы С. Работая в данном классе, понимаешь, что ученики имеют творческие способности, над которыми надо работать.
Интеллектуальные способности учащихся имеют различные уровни. Самостоятельно работая над учебным материалом, ученики имеют возможность понять учебный материал и на доступном ему языке выражать своё видение.
Для исследования работы учащихся в 10 «Б» классе Выберем учащихся группы АВС:
Ученик группы А- Ученик группы В Ученик группы С
Разработав среднесрочное планирование, мы расписали краткосрочное планирование первых уроков, в которых спланировали по использованию 4 модулей. После проведения каждого урока мы благодарили друг друга, потому что подбор учителей был действительно сильным, и мы получали истинное удовольствие, оттого что каждый раз получали богатейший обмен опытом :видели неиспользованные собой ресурсы или «открывали « для себя своих учеников на разных уроках с новых сторон. Нами совместно был разработан план действий:
1.Посещение коучинга «Среднесрочное планирование серии последовательных уроков», 2.формирование умения написания Краткосрочного планирования( предложена новая форма оформления поурочного плана).
3.Выбор класса-10 «Б»
4.Обсуждение написания Среднесрочного и краткосрочного планирования.
5.Выбор учеников АВС
6.Анкетирование учителей и учащихся до начала Lesson study
7.Проведение первых уроков, обсуждение участия учащихся АВС.
8.Выявление «+» и «-«в планировании и проведении уроков. Планирование серии вторых уроков с учетом пожеланий, коррекции.
9.Проведение уроков и пересмотр видеозаписей с урока. Самоанализ.
10.Планирование заключительных уроков, их анализ.
11.Круглый стол. Подведение итогов работы. Постановка цели и задач на 2цикл Lesson study
- Приложение:
-Анкетирование учителей и учащихся после проведения Lesson study
-Интервью учителей, учащихся
-Фото
-Видео
-Эссе
Написание среднесрочного планирования не вызвало затруднений, так как накануне педагоги приняли участие в коучинге по выработке умения написания среднесрочного и краткосрочного планов. Каждый из педагогов пришел со своим вариантом плана, обсудив который мы перешли к краткосрочному планированию. Изначально мы решили, что одним из главных критериев оценки урока должна быть заинтересованность учеников в предмете, поэтому решили, что модуль Обучение критическому мышлению будет определяющим.
Творческая группа учителей решила проследить не только динамику роста учащихся АВС на разных уроках, но и на 3-х последовательных уроках по своему предмету. После обсуждения приемов и методов, используемых на уроках, мы провели в течение 2 недель уроки и обсудили их результативность. Критериями успешной работы на уроке были приняты следующие параметры на уроке русского языка:
-Выполнение дом. задания
— Степень участия в ГФР
— Усвоение темы
— Креативность
— Творчество
— коммуникабельность
Lesson study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют общее представление об обучении. Аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Это побуждает нас осознавать вещи, которым мы обычно не придавали значения, так как они либо нами «отчислялись», либо сохранялись как подразумеваемые знания. На этом основании можно сделать вывод, что нашими учениками сделаны первые шаги к саморегулируемому обучению.
Анализируя свою работу коллеги составили SWOT-анализ по проведению Lesson study
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | + Сильный преподавательский состав; + Знание теории Технологии 7 модулей; +Знание психолого-педагогической характеристики класса; + Креативность коллег; + Доброжелательные отношения коллег; + Осознанное стремление обучиться данной технологии; + Поддержка администрации | -Убежденные взгляды, что можно работать по-прежнему -Знание не есть осозна ние -В классе есть группировки учащихся негативно-настроенных — отсутствие мотивации у учащихся -они «устают» за урок -ученики группы А индивидуалисты -несоответствие требований Госстандарта и результатов урока может отбить охоту педагогов работать по Технологии |
Слабые стороны | -Отсутствие ИКТ; -Нерегулируемое расписание коллег; — недостаток времени урока; -утомляемость учащихся после 2 последовательных уроков | -Применение статичных презентаций -Удержание учеников на время перемены -Усталость на уроке может привести к нежеланию таких уроков-Регулирование расписания |
«+» работы ГФР | «-« работы ГФР |
+Модуль Обучение критическому мышлению +Раскрытие перспектив некоторых учеников +Обмен опытом +Сотрудничество дает «+» мотивацию | -Недостаточно проработали над модулем Критериальное оценивание» -Не всегда успеваем выполнить весь объем планируемого -отсутствие ИКТ
|
Преимущества ГФР | Недостатки ГФР |
+Тщательное планирование урока в соответствии с 7 Модулями. +Ученики учат друг друга.Это эффективнее. +Налаживаются взаимоотношения учеников. + Выявляются лидеры +Ученики самоутверждаются в ГФР +Ученики развивают критическое мышление +Имеют возможность творчества +Каждый ученик имеет возможность личностного роста +Ученики привыкают аргументировано отвечать +Выдвигать критерии и объективно оценивать | -Недостаток времени -Отсутствие ИКТ -Возможность не готовиться дома -Несоответствие требований и подхода в образовании -ученики устают за 45 минут |
Цели и задачи творческой группы учителей на 2 цикл Lesson study
СМАРТ -ЦЕЛИ
Критерий | Суть критерия | Значение критерия |
Конкретность | Спланировать работу группы LS на 2 цикл с целью –добиться результатов учащихся АВС и убеждения педагогов о преимуществе Технологии 7 модулей. | Использовать в своей работе данную Технологию, акцентировать внимание на модулях Обучение критическому мышлению и Оценивание для обучения |
Измеримость | Считать цель достигнутой при наличии конечного результата -положительную мотивацию учащихся при использовании Новых подходов в преподавании и обучении | Использование анкет до и после проведения уроков LS |
Достижимость | Для достижения цели разрешены полномочия учителям творческой группы LS, созданы условия работы | Педагоги группы LS должны следовать заранее разработанному плану, уметь анализировать и обсуждать проблемы , что гарантирует открытое решение проблем, ориентированный на успех |
Значимость | Педагоги группы LS должны разработать и провести серию уроков с использованием модулей Критического мышления и Оценивания для обучения с максимальной заинтересованностью учащихся в результатах своей деятельности | Это позволит заинтересовать и распространить опыт среди коллег в школе, приобщить коллег к данной Технологии и получить интеллектуально-заинтересованных учащихся с навыками критического мышления. |
Соотносимость с конкретным сроком | 2 цикл LS провести в течение 1 полугодия | Соотнести ССП с КСП 1полугодие 2016-17 г |
Выводы (общие):
Анализируя отчёты учителей-наблюдателей, и учителей, проводивших урок нужно отметить, что у учащихся наблюдается вовлечённость в активную работу, это способствует улучшению психологического климата, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
В заключение можно отметить, что использование подхода Lesson Study помогает учителям:
- проследить динамику развития
- настроить психологический климат в классе, в результате совместной работы стабилизируется микроклимат в группах
- рационально использовать групповую форму работы как способ совместного коллективного творческого дела
- как планировать обучение, чтобы учебный материал вызывал интерес учащихся
- реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы
- использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике.
- рассчитывать и контролировать учебное время
- анализировать разницу между планируемым и реальным результатом, выявить причину
- Вырабатывать критерии оценивания каждого этапа урока
- выработать умения пересмотреть, перепланировать урок
- выяснить, какие способы планирования являются наиболее эффективными
- Формировать умение выполнять SWOT-анализ
- планировать и осуществлять процесс обучения совместно с коллегами в обстановке сотрудничества
- выработать умение ставить СМАРТ-цели
Выводы(частные):
- Коллектив учителей провел серию последовательных уроков Lesson study достаточно успешно. Ученики показали свои умения работать в команде, педагоги показали уроки, в которых продемонстрировали симбиоз опыта и креативной технологии.
- Учитывая недочеты в 1 цикле Lesson study, необходимо продолжить работу, где сделать акцент на использовании модуля Критическое мышление, так как этот метод позволяет создать интересные уроки, способствующие развитию речемыследеятельности учащихся.
- На 1 этапе модуль Критериального оценивания был недостаточно использован. Изучить и использовать в работе Модуль Критериального оценивания как способа аргументированного обоснования взаимооценивания и самооценивания.
Так был завершен первый цикл Lesson Study, а также поставлены цели на 2 цикл.
Ахмедова Лейла Алиевна,
средняя школа К. Сатбаева
Карасайского района
Алматинская область, Карасайский район г. Каскелен