Цель:
- Обозначить важность вопроса по обеспечению преемственности критериального оценивания в период перехода на обновленное содержание образования.
- Предложить различные техники для проведения формативного оценивания на уроках в начальной школе.
Ход мероприятия
1.Приветствие
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы начинаем «Круглый стол», тема которого «Преемственность критериального оценивания на различных ступенях обучения в рамках учебной программы по общеобразовательным предметам».
Цель нашей встречи:
- Обозначить важность вопроса по обеспечению преемственности критериального оценивания в период перехода на обновленное содержание образования.
2.Предложить различные техники для проведения формативного оценивания на уроках в начальной школе.
Для нас с вами вопрос о преемственности встает каждые четыре года, когда приходит время очередного выпуска из четвертого класса. И каждый раз мы испытываем чувство тревоги и беспокойства о том, насколько комфортным и успешным будет процесс адаптации наших уже бывших учеников. И, наверное, многие из нас сталкивались с упреками в свой адрес в том, что «не научили», «не приучили» и т.д. Проблема не новая, но каждый год она с завидным постоянством встает вновь и вновь.
2.Основная часть
Итак, что подразумевается под понятием «преемственность» в педагогике? (слайд 3)
«Преемственность — один из важнейших принципов в образовании, означающий, что выход системы одного уровня должен быть естественным входом в педагогическую систему следующего уровня, куда учащийся может переместиться без особых для себя напряжений и дополнительной подготовки».
Вопрос для обсуждения: 1.В чем, по вашему мнению, необходимо соблюдать преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено? (обмен мнениями)
Кратко рассмотрим компоненты и направления педагогической преемственности (слайд 4, 5)
Основными компонентами преемственности являются:
1)преемственность в становлении личности;
2)преемственность в содержании обучения;
3)преемственность в методах, формах, приёмах обучения.
Обеспечение преемственности компонентов проходит по следующим направлениям:
1)организация учебного процесса;
2)единство требований на смежных ступенях обучения;
3)образовательные программы;
4)структура уроков (считаем, что необходимо соблюдать организационные формы, которые являются наиболее консервативными, медленнее всего меняющимися)
Вопрос для обсуждения: 2.Как вы считаете, к каким проблемам может привести отсутствие преемственности? Влияет ли отсутствие преемственности в оценивании учащихся при переходе в среднее звено на успеваемость и качество знаний? (обмен мнениями)
К каким же проблемам может привести и зачастую приводит отсутствие преемственности по данным компонентам? (слайд 6)
- Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы приводит к непониманию учащимися учебного материала из-за противоречия с ранее изученным.
- Рассогласование в сложности содержания образовательных программ приводит к тому, что ученики неподготовлены к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5 классе.
- Рассогласованность в нормах выставления оценок приводит к тому, что учащиеся не знают и не понимают, на что опирается учитель в среднем звене, какие он использует нормы или критерии для оценивания их достижений. Это, в конечном итоге, приводит к снижению мотивации к обучению и успеваемости.
В настоящее время актуальным становится вопрос о применении критериального оценивания в третьих и четвертых классах, которые обучаются по типовым образовательным программам, а в пятом классе перейдут на обновленное содержание образования. (слайд 7)
Традиционное понимание оценки — это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Оценке подлежат устные ответы, письменные, контрольные, практические, графические работы, а так же труд в мастерских, на производстве и пришкольном участке. В ней учитывается правильность ответа по содержанию, его полнота и последовательность, точность формулировок, прочность и сознательность усвоения знаний, их связь с практикой, профессиональная подготовка и качество изделий. Оцениваются также отношение учащегося к учению, выполнение Устава общеобразовательного учреждения и Правил для учащихся, и других норм поведения.
(слайд 8) В рамках обновленного содержания образования предусмотрен переход на критериальную систему оценивания. В связи с этим нам представляется возможным осуществлять преемственность критериального оценивания только по формативному оцениванию.
(слайд 9-10) Сейчас вашему вниманию предоставляются видеофрагменты уроков русского языка и математики в третьем и четвертом классах. Мы постарались максимально учесть рекомендации ИМП, возможности программы, различные методики и технологии, организовывая формативное критериальное оценивание.
Вопрос для обсуждения: 3.Какие приемы формативного оценивания вам известны? Применяете ли вы их на уроках? Как часто?
(слайд 11, 12, 13)
Техники формативного оценивания:
- «Редакторский совет»
- «Вопросник» (подведение итога урока)
- «Пирамида знаний»
- «Закончи предложение»
- «Дерево творчества»
Инструменты оценочной деятельности:
- Символы – фиксация оценки производится следующим образом:
«+» — ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации
« — » — ученик не знает материал и не справляется с заданием;
- Балловая оценка
- Эмоциональная оценка — это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.
При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
- «Волшебная лесенка» — ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
- «Волшебная линеечка» — на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
- «Светофорик» — оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
зеленый – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный — нужна помощь.
3.Итог
Несмотря на то, что учителя третьих и четвертых классов не работают по обновленному содержанию образования, в этот период необходимо использовать критериальное формативное оценивание для осуществления преемственности при переходе учащихся начальных классов в среднее звено.
Бондаренко Жанна Борисовна,
учитель начальных классов, КГУ «СОШ№23», г. Караганда
Молчанова Елена Николаевна,
учитель начальных классов, КГУ «СОШ№23», г. Караганда