Home » Учебно-методические материалы » Преемственность критериального оценивания на различных ступенях обучения в рамках учебной программы по общеобразовательным предметам (круглый стол)

Преемственность критериального оценивания на различных ступенях обучения в рамках учебной программы по общеобразовательным предметам (круглый стол)

                                                                                                           

Цель:

  1. Обозначить важность вопроса по обеспечению преемственности критериального оценивания в период перехода на обновленное содержание образования.
  2. Предложить различные техники для проведения формативного оценивания на уроках в начальной школе.

Ход мероприятия

1.Приветствие

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы начинаем «Круглый стол», тема которого «Преемственность критериального оценивания на различных ступенях обучения в рамках учебной программы по общеобразовательным предметам».

Цель нашей встречи:

  1. Обозначить важность вопроса по обеспечению преемственности критериального оценивания в период перехода на обновленное содержание образования.

2.Предложить различные техники для проведения формативного оценивания на уроках в начальной школе.

Для нас с вами вопрос о преемственности встает каждые четыре года, когда приходит время очередного выпуска из четвертого класса. И каждый раз мы испытываем чувство тревоги и беспокойства о том, насколько комфортным и успешным будет процесс адаптации наших уже бывших учеников. И, наверное, многие из нас сталкивались с упреками в свой адрес в том, что «не научили», «не приучили» и т.д. Проблема не новая, но каждый год она с завидным постоянством встает вновь и вновь.

2.Основная часть

Итак, что подразумевается под понятием «преемственность» в педагогике?  (слайд 3)

«Преемственность — один из важнейших принципов  в образовании, означающий, что выход системы одного уровня должен быть естественным входом в педагогическую систему  следующего уровня, куда учащийся  может переместиться  без особых для себя напряжений и дополнительной подготовки».

Вопрос для обсуждения: 1.В чем, по вашему мнению, необходимо соблюдать преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено? (обмен мнениями)

Кратко рассмотрим компоненты и направления педагогической преемственности  (слайд 4, 5)

Основными компонентами преемственности являются:

1)преемственность в становлении личности;

2)преемственность  в содержании обучения;

3)преемственность в методах, формах, приёмах обучения.

Обеспечение преемственности компонентов проходит по следующим направлениям:

1)организация учебного процесса;

2)единство требований на смежных ступенях обучения;

3)образовательные программы;

4)структура уроков (считаем, что необходимо соблюдать организационные формы, которые являются наиболее консервативными, медленнее всего меняющимися)

Вопрос для обсуждения: 2.Как вы считаете, к каким проблемам может привести отсутствие преемственности? Влияет ли отсутствие преемственности в оценивании учащихся при переходе в      среднее звено на успеваемость и качество знаний? (обмен мнениями)

К каким же проблемам может привести и зачастую приводит отсутствие преемственности по данным компонентам? (слайд 6)

  • Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы приводит к непониманию учащимися учебного материала из-за противоречия с ранее изученным.
  • Рассогласование в сложности содержания образовательных программ приводит к тому, что ученики неподготовлены к  восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5 классе.
  • Рассогласованность в нормах выставления оценок приводит к тому, что учащиеся не знают и не понимают, на что опирается учитель в среднем звене, какие он использует нормы или критерии для оценивания их достижений. Это, в конечном итоге, приводит к снижению мотивации к обучению и успеваемости.

В настоящее время актуальным становится вопрос о применении критериального оценивания в третьих и  четвертых  классах, которые обучаются по типовым образовательным программам, а в пятом классе перейдут на обновленное содержание образования. (слайд 7)

Традиционное понимание оценки — это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Оценке подлежат устные ответы, письменные, контрольные, практические, графические работы, а так же труд в мастерских, на производстве и пришкольном участке. В ней учитывается правильность ответа по содержанию, его полнота и последовательность, точность формулировок, прочность и сознательность усвоения знаний, их связь с практикой, профессиональная подготовка и качество изделий. Оцениваются также отношение учащегося к учению, выполнение Устава общеобразовательного учреждения и Правил для учащихся, и других норм поведения.

(слайд 8) В рамках обновленного содержания образования предусмотрен переход на критериальную систему оценивания. В связи с этим нам представляется возможным осуществлять преемственность критериального оценивания только по формативному оцениванию.

(слайд 9-10) Сейчас вашему вниманию предоставляются видеофрагменты уроков русского языка и математики в третьем и четвертом классах. Мы постарались максимально учесть рекомендации ИМП, возможности программы, различные методики и технологии, организовывая формативное критериальное оценивание.

Вопрос для обсуждения: 3.Какие приемы формативного оценивания вам известны? Применяете ли вы их на уроках? Как часто?

(слайд 11, 12, 13)

Техники формативного оценивания:

  • «Редакторский совет»
  • «Вопросник» (подведение итога урока)
  • «Пирамида знаний»
  • «Закончи предложение»
  • «Дерево творчества»

Инструменты оценочной деятельности:

  • Символы – фиксация оценки производится следующим образом:

«+» — ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

« — » — ученик не знает материал и не справляется с заданием;

  • Балловая оценка
  • Эмоциональная оценка — это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.

При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

  • «Волшебная лесенка» — ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
  • «Волшебная линеечка» — на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
  • «Светофорик» — оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

            зеленый – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный — нужна помощь.

3.Итог

Несмотря на то, что учителя третьих и четвертых классов не работают по обновленному содержанию образования, в этот период необходимо использовать критериальное формативное оценивание для осуществления преемственности при переходе учащихся начальных классов в среднее звено.

Бондаренко Жанна Борисовна,

учитель начальных классов, КГУ «СОШ№23», г. Караганда
Молчанова Елена Николаевна,

учитель начальных классов, КГУ «СОШ№23», г. Караганда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*