Home » Учебно-методические материалы » Приемы активизации устной речи на уроке иностранного языка

Приемы активизации устной речи на уроке иностранного языка

 

 Учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках развития навыков говорения. А как можно научить говорить на иностранном языке, если ученик не желает высказываться или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом? Современные педагогические технологии предполагают изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, как одна из современных методик обучения иностранному языку, способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом.
         В языковой области целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике предполагается обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации. Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.
Задача учителя — в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.
Для создания данных условий в процессе обучения языку я использую приемы активизации, которые учитывают выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал. Лучшими приемами активизации устной речи учащихся, на мой взгляд, являются приемы взаимодействия человека с человеком, т.е. интерактивные приемы. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит «interact»- взаимный, «act»- действовать. Данные приемы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный — равному», где учитель и участник занятия – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приемы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Далее предлагаются приемы, которые используются мною для активизации учащихся на уроках развития навыков говорения: игровые приемы; приемы активизации речи в ролевой  игре; творческие конкурсы; проблемные творческие задания; коммуникативные задания; использование аутентичной песни; мультимедийные презентации.

Игровые приемы работы над грамматическими

и лексическими структурами

Задания такого типа направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся, дают им возможность показать свои знания не только в области английского языка, но и в других сферах деятельности, вырабатывают быстроту реакции, внимание, сосредоточенность. Такие задания можно давать как в начале урока, так и в середине. Наибольший эффект достигается в ситуации, когда учащиеся утомлены.
Лексическая игра

  1. 1. «Закончи предложения»
    Meine Eltern  Wenn das Wetter gut ist,… Am Abend  In der Schule … Es ist interessant, …

Es gefällt mir, …Ich gehe gern … In der Freizeit …

  1. «Домино»
    3. «Бинго»
    4. «Снежный ком» 

Приемы закрепления грамматических структур в устной речи

учеников 
При изучении грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно — ориентированые вопросы – один из эффективных способов добиться этого. Например, при отработке вопросительных форм в прошедшем разговорном времени Perfekt предлагается следующее задание: «Ученик  (А) должен сообщить, где он был на каникулах, остальные ученики (Р1, Р2) выясняют, что он там делал, составляя общие вопросы в Perfekt». В качестве опор предлагаются слова и выражения:

Stichwörter  
Ferienorte: am Meer, auf dem Lande, am Fluss, in Moskau, im Ferienlager
Beschäftigungen: Ball spielen, im Fluss baden, um die Wette schwimmen, Wanderungen machen, Ausflüge mit dem Auto machen, Skateboard fahren, Rad fahren, Fußball spielen, in den Wald gehen, Sehenswürdigkeiten besichtigen, Freunde besuchen.

Выполнение задания.
А: 
Ich war auf dem Lande.
Р1: Hast du im Fluss gebadet?
А: Ja, ich habe im Fluss gebadet.
Р2: Bist du Skateboard gefahren?
А: Nein, ich bin Skateboard nicht gefahren.
Р3: Hast du Wanderungen gemacht?
А: Ja, ich habe Wanderungen in den Wald gemacht .
Данный  же  прием   можно  использовать  при  отработке   вопросительной  формы

с местоимениями  3 лица  единственного  числа: «Ученик А говорит  ученику  B  о  том, где  он  был  на  каникулах,  остальные  расспрашивают  ученика  В,  составляя  вопросы в  Perfekt  с  местоимениями  er/sie/es».
B: Sie war in Moskau.
P1: Hat sie Freunde besucht?
B: Ja, sie hat Freunde besucht.
P2: Hat sie Ball gespielt?
B: Nein, sie hat Ball nicht gespielt.

Приемы активизации использования эмоционально-окрашенных

выражений взаимодействия при обучении диалогической речи 

Любой учитель иностранного языка стремится не только научить говорить ученика на языке, но и работает над обогащением речи учащихся. Оценочно — эмоциональные выражения украшают речь и помогают высказать мысль в интересной форме. Для того, чтобы ученики овладели данными выражениями и использовали их в своей речи, я использую следующие приемы:
а) ученики читают выражения  «Согласия и несогласия»:

Du hast Recht!  Ich bin mit dir einverstanden.     Eine gute Idee! Gut, aber…

Nein, das stimmt nicht.
Ganz richtig! Warum nicht?
Ich zweifle daran. Selbstverständlich!

в) добавляют свои собственные выражения. На данном этапе используется прием «мозгового штурма», в процессе которого любой ученик предлагает свои идеи, любая идея принимается и обсуждается в группах и индивидуально.
г) затем выражения отрабатываются в диалоге в рамках какой-либо речевой ситуации, где используются личностно — ориентированные вопросы.
Грамматические и лексические игры призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания на практике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных условиях общения.

 Методы активизации речи в ролевой игре

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, мотивирует речевую деятельность. Для детей совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении. Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.

Ролевая игра

1.“Поговорим о каникулах”.
2.“Интервью в школе»
3. Дискуссии

Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу, владеть приемами воздействия на партнеров и управление беседой.

Приемы активизации деятельности учащихся

через творческие задания

Творческая деятельность дает учащимся широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Творческий уровень связан с такими умениями как, например, подготовить сообщение на определенную тему, выразить свое отношение к содержанию текста, интерпретировать главную идею текста.
1. Творческий конкурс «Предложи свой перевод стихотворения»
2. Составление “рекламок” о летнем лагере отдыха
3. Составить рассказ по набору картинок
4. Информационные проекты учащихся
Использование аутентичной песни как метод повышения коммуникативной компетенции учащихся
   Песня на уроках иностранного языка может использоваться в самых разных целях: для развития произносительных и грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления ученика с элементами культуры страны изучаемого языка.

Наиболее значимое достоинство презентаций — использование ИКТ как метод активизации речевой деятельности – информационная ценность: сведения о политической и культурной жизни, о достопримечательностях. В них используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.

Саттарова Умсынай Темиргалиевна

Специализированная школа — интернат

для одаренных детей

Казахского национального университета искусств

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*