Home » Спорт » Применение здоровьесберегающих технологий в процессе развития физической культуры студентов

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе развития физической культуры студентов

Здоровье – не все, но все без здоровья — ничто.

Сократ

 

В своем выступлении «Казахстан на пути к обществу знаний» Нурсултан Абишевич Назарбаев говорит о том, что здоровье должны формировать сами люди.

Здоровье – это бесценное достояние не только отдельного человека, но и страны в целом. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека только на 10% зависит от системы здравоохранения, на 40 % от экологии и 50% от образа жизни, который формируется самим человеком. Стратегия развития физической культуры и спорта в Казахстане сегодня в свете реализации Послания Президента РК народу Казахстана является одной из приоритетных задач. Право казахстанской молодежи, всех граждан на систематические занятия физической культурой и спортом законодательно закреплено новой Конституцией Казахстана. Парламент Республики Казахстан принял постановление «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». Чтобы жизнь была полноценной, нужно сохранять свое здоровье. Поэтому в настоящее время востребованными являются здоровьесберегающие технологии. Преподаватели колледжа создают все возможное, чтобы обучение было успешным, чтобы каждый студент в своей учебной деятельности достигал определенных результатов. Для этого организуются физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, повышается уровень образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни посредством регулярных занятий физической культурой и спортом, участия в проектной деятельности по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья студентов и преподавателей. В тесном единстве здесь выступают все участники педагогического процесса: преподаватели, студенты, родители, медицинские работники. Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса, в первую очередь для того, чтобы научить студентов использовать полученные знания в повседневной жизни.

Содержание, организационные формы и методы учебно-тренировочного процесса строятся в соответствии с принципами сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, повторения, постепенности, цикличности, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, оздоровительной направленности, формирования ответственности у студентов за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Обучение строится с учетом непрерывности учебно-тренировочного процесса, формирования глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к тренировочной деятельности. Занятия содействуют физическому, интеллектуальному, духовному, нравственному и эстетическому развитию личности студента.

В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:

  1. специфические (характерные только для процесса технологии оздоровления);
  2. общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, наглядность, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод.

Я, как преподаватель, выбираю средства в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия, различные виды гимнастики: лечебная физкультура, подвижные игры, массаж, психогимнастика, тренинги, витаминотерапия, различные реабилитационные мероприятия, массовые спортивно-оздоровительные мероприятия, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: кегли, теннисные и набивные мячи, скакалки, различные физические упражнения. Например:

Упражнения на осанку
Упражнения при плоской спине
1.Наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях.
2.Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове («корзиночка»); то же поочередно правой, левой ногой.
3.Стоя на правой, левую захватить за ступню и, сгибая ее в колене, пытаться
оттянуть назад-вверх; то же другой ногой.
4.Мост из положения лежа.
5.Висы прогнувшись на гимнастической стенке.
6.Смешанные висы прогнувшись.
Комплекс общеразвивающих упражнений с короткими скакалками «Солнышко»
I. И. п. — основная стойка, сложенная вчетверо скакалка в опушенных руках. Натягивая скакалку, подняли руки вверх и опустили.
2.И. п. — стоя ноги врозь, сложенная вдвое скакалка в согнутых руках за головой. Натягивая скакалку, повороты туловища влево и вправо.
3.И. п. — стоя на скакалке ноги врозь, держим скакалку за концы. Наклон туловища влево, натягивая скакалку правой рукой. То же в другую сторону.
4. И. п. — стоя, сложенная вчетверо скакалка перед собой. Не опираясь руками о пол и не опуская их, сели на пол, выпрямили ноги. Встали без помощи рук.
5. И. п. — стоя, сложенная вчетверо скакалка за спиной в опущенных руках. Наклон туловища вперед, руки назад до предела. Вернулись в и.п.
6.Прыжки через вращающуюся скакалку с ноги на ногу.
Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». 
1.Разошлись по залу.
И. п. — стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями.
Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем шаг назад; повторить несколько
раз.
2. И. п. –то же.
Ходьба по залу в различных направлениях; возвращение в и.п.
Стать на свои места в две шеренги.
3.И. п. — основная стойка. Согнуть правую ногу вперед, руки в стороны, хлопок в ладоши
за спиной, хлопок под ногой; вернуться в и.п.; то же, сгибая левую вперед.
4.И.п. — основная стойка.
Присесть на носках, колени развести, спина прямая, руки впе¬ред — в стороны — положение
приземления при прыжках; вернуть¬ся в и.п.
5. И. п. — основная стойка.
Полуприсед, руки назад, махом рук вперед небольшой прыжок вверх, мягкий присед с сохранением равновесия; вернуться в и.п.
6.То же упражнение, но прыжок вверх и на полшага вперед.
Перестроение в одну шеренгу — вторая шеренга делает два шага вперед.
7.Бег в чередовании с ходьбой.
Комплекс специальных упражнений «Красивая осанка».
1.Разойтись по залу.
И. п. — стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Скользя
руками по стене, руки через стороны вверх, затем через стороны вниз. Сохраняя правильную
осанку, стать на свои места.
2.И. п. — тоже. Касаясь стены затылком и спиной, поднять руки перед и полу¬присесть;
вернуться в и.п.
3.И. п.- стоя руки на пояс. Стоя на левой ноге, поднять правую вперед, в сторону, назад и
вернуться в и. п.; то же, стоя на правой ноге.
4.Прыжки вверх.
5.Прыжки вперед.
6.Прыжки с поворотами налево и направо.
Все прыжки заканчиваются мягким приземлением с сохранением равновесия.

Упражнения для мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад Например:

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к учебно- процессу, при котором выполняются минимум три требования:

  1. учёт индивидуальных особенностей обучающихся;
  2. недопущение чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки во время учебно-тренировочного процесса;
  3. обеспечение такого подхода к учебному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в группе.

В целом, реализация здоровьесберегающих технологий зависит от профессиональной компетентности педагогов, создания здоровьесберегающей среды, активного участия в этом процессе самих обучающихся и тогда можно ожидать следующих результатов:

  • улучшение показателей здоровья обучающихся;
  • снижение поведенческих факторов риска опасных для здоровья среди обучающихся;
  • повышение информированности обучающихся в области здоровьесбережения в соответствии с возрастом;
  • повышение уровня компетентности преподавателей и родителей по вопросам здоровьесбережения;
  • повышение мотивации к ведению здорового образа жизни.

Используя здоровьесберегающие технологии в современных условиях профессионального образования необходимо влиять на отношение обучающихся к своему здоровью.

 

Литература

  1. Байбородова Л.В., Бутин И.М.,Леонтьева Т,Н. Методика обучения физической культуре: 1-11кл.: Метод.. – М., 2004
  2. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. — Кемерово КРИПКиПРО, 2003
  3. Исакова, А.П. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде колледжа / А.П.Исакова // Среднее профессиональное образование. – 2013. – №11. – С. 6-8.
  4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009
  5. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.Г.Фурманов, М.Б.Юспа. – Мн., 2003

Сагандыков Д.Ж.,

преподаватель

 физической культуры

КГП на ПХВ

«Северо-Казахстанский медицинский колледж»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*