«Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2050 года» предусматривает комплексную и глубокую модернизацию военного образования на всех его уровнях. [1]
Актуальность применения информационно-коммуникационных технологий не только на уроках информатики, но и на других дисциплинах возросла, после перехода военного института на кредитную технологию обучения (далее КТО). Сущность КТО составляет сокращение количества часов выделяемых на изучение тем по всем дисциплинам преподаваемым в военном институте. Большой объем информации необходимой для закрепления знаний изучаемого предмета, предоставлен для самостоятельной работы курсантам (далее СРК). Учитывая, что обучение курсантов связано со специфической деятельностью, характерной для военных вузов (несение службы, наряды, учебные тревоги, режим секретности), СРК вызывает у курсантов затруднения в связи, как мы писали выше, с огромным объемом информации, необходимой для глубокого изучения дисциплины. На уроках информатики, курсанты получают возможность для обучения и закрепления навыков и умений, необходимых для поиска, сбора, переработки и представления нужной им информации, что повышает качество обучения и по другим дисциплинам.
Информатика – самая молодая из всех вузовских дисциплин и, пожалуй, самая проблемная. Как самостоятельная дисциплина, Информатика, была введена в средние учебные заведения Казахстана, в конце 80-х годов. Чуть позже из-за острой нехватки, преподавателей информатики в школах, была введена в высшие учебные заведения, для подготовки кадров в учебные заведения. За столь короткое время, в образовании произошли кардинальные преобразования на фоне научно-технического прогресса. Научно-методическая база военного образования оказалась не готовой к столь быстрым темпам развития компьютерных технологий. Военный институт по обеспечению современными информационными технологиями до сих пор отстает от уровня оснащенности гражданскими вузами и применением информационно-коммуникационных технологий в обучении.
В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. [2]
Задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим предметным областям знаний – высшей математике, истории, тактике и общевоинским дисциплинам и т.д., в силу чего изучение информатики имеет межпредметный характер. Например, в теме «Возможности табличного процессора MS Excel» в 1 семестре есть задачи на решение систем линейного уравнения методом Крамера (высшая математика). С помощью этого стандартного офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать данные необходимые в будущей деятельности курсантов (различные накладные, разнарядки по боеприпасам и т.д.). Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам математического, исторического, и т.д. курса.
В графическом редакторе и в текстовом редакторе Paint и Word Pad курсанты учатся создавать условные военно-топографические знаки (изучаемые по дисциплине военная топография).
На уроках информатики, используются также программы: Microsoft Word, Microsoft Power Point. Спектр применения данных программ в учебном процессе военного вуза достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов курсантами и пр. Курсанты могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение и пр., необходимые для изучения и других дисциплин.
Широкие возможности для применения информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики предоставляется Интернетом. Различные онлайн сервисы помогут проводить занятия наиболее красочно и интересно, что повысит познавательный интерес у обучаемых. Но для того, чтобы овладеть навыками работы в онлайн сервисах необходимо повысить свои умения в области применения коммуникационных технологий. В Интернете имеются онлайн сервисы для интерактивных форм контроля, для создания флеш ресурсов, дидактических материалов, онлайн сервисы для синхронного представления видео и презентации, которые наилучшим образом имитирует живой опыт. Для проведения занятия можно записать небольшой ролик в онлайн сервисе, или скачать программные обеспечения такие как:
№1. Экранная Камера
С её помощью в свой урок можно включить абсолютно всё, что происходит на экране вашего компьютера. Полученное экранное видео можно сразу же сохранить в удобном формате или отправить во встроенный редактор для дальнейшей обработки. Программа позволит вам не только быстро обрезать всё «лишнее» из видеоряда, но и добавить к нему вступительную и финальную заставки.
№2. Camtasia Studio
Эта программа содержит все ключевые возможности для создания динамичного видеоурока. С помощью Camtasia можно без труда записать все нужные действия, а потом отправите полученное видео в редактор на «доработку». Среди возможностей Camtasia стоит особенно выделить функцию добавления текстовых комментариев, рамок и стрелок. Всё это значительно упрощает процесс объяснения по ходу урока.
№3. Movavi Screen Capture
Создание видеоуроков в программе Movavi Screen Capture помимо захвата происходящего на экране, приложение способно вести параллельную съёмку с вэб-камеры. Правда, есть существенный минус — отснятый материал можно обработать только в отдельном видеоредакторе от того же разработчика. [3]
Таким образом информационно-коммуникационные технологии в обучении призваны разгрузить преподавателя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе –пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных, дать возможность наиболее успешным обучающимся стимулы для дальнейшего развития. Поэтому применение икт, является необходимым условием для повышения качества образования в Военном вузе. Также, следует иметь ввиду, что высокие темпы развития информатики приводят к тому, что материальное обеспечение компьютерных классов, просто не успевает за развивающимся программным обеспечением. Поэтому, обеспечение и обновление военного вуза компьютерными технологиями, должно иметь систематический характер.
Список литературы:
- Назарбаев НА. Стратегия «Казахстан-2050» //Казахстанская правда. 2012 — 15 декабря.
- Закон об информатизации РК от 11.01.2007 г (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.) ст 11-13.
- Программы для создания видеоуроков. – Интернет- ресурс http://screencam.ru/programmy-dlya-sozdania-videourokov.php
Г.У. Кушумбаева,
преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин
Военный институт Национальной гвардии
Республики Казахстан