В настоящее время для достижения успеха в динамичном окружении высшему учебному заведению, далее вуз, необходимо уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и превосходить своих конкурентов по качеству предоставления услуг, широте и диверсификации полученных навыков, а так же стоимости полученных услуг.
Сегодня вопросы стратегического управления вызывают все больший интерес не только у коммерческих предприятий, но и у вузов, которые сталкиваются с трудностями управления в соответствии с законом и новыми условиями.
Главными задачами высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры можно представить в виде потребностей, приведённых в Таблице 1[1]
Таблица 1
Потребность | Описание |
Личностная | интеллектуальная, культурная, нравственное развитие, приобретение высшего образования и квалификации |
Социально-экономическая | специалисты с высшим образованием |
подготовка квалифицированных специалистов, научно-педагогических кадров высшей квалификации | |
организация и проведение фундаментальных, поисковых, прикладных научных и опытно-конструкторских работ, а также методических исследований | |
переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов различного профиля | |
накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества | |
распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня |
Только оперативное получение информации о деятельности вуза поможет руководству своевременно принять решение. Для этого нужно уметь верно, идентифицировать свою стратегию и мобилизовать все ресурсы для достижения поставленных стратегических целей.
Необходимость применения и развития инструментов сбалансированной системы показателей и процедур стратегического управления обусловливается резко увеличившимся уровнем ожиданий общества и государства от результатов деятельности и услуг, предоставляемых учреждениями этой сферы. [2]
Сбалансированная система показателей (ССП) — это инструмент стратегического управления результативностью, частично стандартизированная форма отчётности, позволяющая менеджерам отслеживать исполнение заданий сотрудниками, а также последствия исполнения или неисполнения. Система снабжена специальными методами проектирования и автоматизации.
Данная система показателей направляет на принятие следующих обязательных элементов. Данные элементы имеют нисходящую иерархию внедрения и применения, Таблица 2
Таблица 2
Элемент | Описание |
миссия | общее заявление о смысле существования организации |
видение | желаемое состояние организации в будущем |
стратегия | набор действий по достижению состояния, определенного видением |
цели | желаемые состояния отдельных сфер деятельности, приводящие к реализации общей стратегии компании |
показатели | средства оценки и мониторинга результативности реализации стратегии |
инициативы | конкретные действия для достижения желаемых показателей по определенным критериям |
Данные элементы позволяют создать сквозную систему стратегического управления вузом, контролируют прогресс в области внедрения стратегии с большой детализацией.
В условиях рыночной конкурентной борьбы, когда способность вузов быстро реагировать на изменения внешней среды становится одной из наиболее важных составляющих успешного функционирования на рынке образовательных услуг, наибольшее значение имеет долгосрочное развитие. Основными факторами его являются: грамотное стратегическое управление вузом, эффективность происходящих бизнес-процессов, капитал, воплощенный в знаниях и квалификации профессорско-преподавательского состава, способность удерживать и привлекать новую аудиторию, инновационное развитие и организационные улучшения, инвестиции в информационные технологии.
Как показывает зарубежная практика, самая большая трудность при стратегическом планировании деятельности вуза заключается не в построении правильной концепции, а в отсутствии согласованности между разработкой стратегии и последующей реализацией. [4]
Так, с одной стороны, недостаточно четко сформулированные стратегические цели, приводят к невозможности оценки эффективности деятельности университета. С другой стороны, выбранная стратегия носит формальный характер и практически не влияет на деятельность разных структурных подразделений, а каждодневные операции зачастую не связаны с долгосрочными планами. В результате образуется разрыв между текущими (оперативными) результатами и конечными (стратегическими) целями вуза. Следовательно, нужны инструменты, позволяющие связать стратегические планы с оперативными действиями, осуществляемые рядовыми сотрудниками. [3]
Данная проблема может быть решена путем разработки системы сбалансированных показателей на разных уровнях управления, которые позволят осуществить оценку и контроль эффективности реализации стратегического развития учебного заведения.
Список литературы
1. Положение «О высшем учебном заведении Республики Казахстан»
- Нивен П. Р.Сбалансированная система показателей. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.
- Парментер Дэвид. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей / Пер. с анг. – М.: Олимп – Бизнес, 2009.
- Роберт С. Каплан, Дэйвид П. Нортон. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с анг. – М.: Олимп – Бизнес, 2003.
Евтушенко Лидия Николаевна,
преподаватель экономических дисциплин,
Колледж Университета «Туран»,
Республика Казахстан, город Алматы