Применение современных методов обучения эффективно на занятиях специальных дисциплин, где требовать механического запоминания определений научных понятий от обучающихся 15-17 лет и терминологий не следует требовать. Пусть лучше ребята сами находят определение для них или, хотя бы, передают смысл понятия своими словами. Насколько обучающийся может отклониться от определения, данного преподавателем, служит неплохим приемом его диагностики развития.
Для работы с обучающимися подросткового возраста, на своих занятиях в основном применяем игровой и проектный методы. В чем суть данных проектов.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современных учебных заведениях, делающих ставку на активизацию и интенсификацию учебно-воспитательного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более общей технологии;
- в качестве занятия или его части (введение, контроль);
- как технология внеаудиторной работы [1].
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в профессиональной деятельности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования к учебно-познавательной деятельности. [2].
При ознакомлении с новой темой, урок можно начать с притчи, исторического факта, ситуации, где обучающиеся сами смогут определить тему урока. Например, по теме «Конфликт. Разрешение конфликтных ситуаций» предлагается урок начать с ситуации: «Послушайте одну довольно известную притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему. Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной цели? Что тогда?»
Возможные варианты ответов обучающихся: применить силу, уступить, договориться и т.п.
Преподаватель: Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутренним и внешним конфликтам.
Вот мы и подошли с вами к теме нашего урока «Конфликтные ситуации».
А для закрепления материала, предлагать можно разные ситуационные роли из мультфильмов, кинофильмов. Например: Посмотрите фрагмент из мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина. «Поп и работник». «Возвращение попугая Кеши».
Просмотр фрагмента, затем идет обсуждение. Например, для взрослой аудитории предлагается рассуждение по памятке (примерные вопросы).
- Докажите, что в эпизоде присутствует конфликтная ситуация.
- Определите тип увиденного конфликта в соответствии с предлагаемыми в памятке классификациями.
- Проиллюстрируйте каждый из этапов конфликта.
- Определите стратегии, которые используют участники конфликта.
- Проанализируйте, насколько они эффективны.
- Определите, что мешает участникам конфликта прийти к примирению.
- Опишите, как участники конфликта переживают разрыв отношений.
- Предположите, какие уроки из конфликтной ситуации извлекли для себя ее участники.
Для учащихся младших и средних классов
Обсуждение с детьми можно выстроить по следующим вопросам:
- Что стало причиной ссоры Вовки и Кеши?
- В каких отношениях находились герои мультфильма до конфликта?
- Почему Кеша не выполнил просьбу друга?
- Что делает Вовка для того, чтобы уладить конфликт? А что для этого делает Кеша?
- Как складывается жизнь героев после расставания?
- С кем теперь общается Кеша? Каким образом он завоевал внимание дворовых птиц и кота?
- Как Кеша возвращается к Вовке?
- Как происходит их примирение? [3]
По теме «Основные понятия маркетинга», начинаем внимание уделять как ребята понимают термин маркетинг.
«Преподаватель предлагает ученикам ответить на вопрос, что такое маркетинг. Варианты ответа он записывает на доске. Из этих ответов преподаватель вместе с учениками составляет определение маркетинга, на наводящие вопросы преподавателя после чего ученики записывают данное определение в тетрадь.
Давайте узнаем, что Вы понимаете под словом «Маркетинг». Прошу выйти к доске одного человека, чтобы записывать Ваши ассоциации.
Итак:
Чем занимаются представители таких профессий как маркетолог и PR-менеджер?
У Вас есть знакомые, работающие в сфере маркетинга?
А теперь какие слова у Вас ассоциируются со словом «Маркетинг»?
Сейчас наша задача, опираясь на наши ассоциации, составить определение термину «маркетинг».
Для закрепления понятий определенных терминологий можно предложить разгадать ребусы.
Например:
Услуга
Рынок
При изучении понятие товара, его элементов, уделяем внимание на задания – опережение.
Находят информацию история возникновения товара. История бренда, марки.
При подготовке проведения мероприятия «История возникновения товарной группы» проходит в несколько этапов:
На начальном этапе обучающимся было предложено подготовить несколько исследовательских проектов по дисциплинам «Маркетинг» и «Товароведение».
На 2 этапе обучающиеся самостоятельно выбирают темы, сформировывают группы из 2 человек.
На следующем этапе каждой группе предлагаем конкретизировать тему исследования и воспользоваться примерным планом работы.
Следующий этап включает в себя поиск и сбор информации по темам проектов во внеурочное время и создание презентационного материала.
Завершающим этапов является защита исследовательских проектов. Подведение итогов.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
- История возникновения и развития товарной группы.
- Характеристика товарной группы.
- Технология производства товаров данной группы.
- Требования к качеству товаров данной группы.
- Упаковка, маркировка, условия хранения.
- Обзор рынка данной товарной группы.
Оцениваем по следующим критериям:
- содержание;
- оформление презентации;
- представление доклада (речь, выразительность, эмоциональность).
Далее после пройденных материалов проводиться внеклассное мероприятие «Компания моей мечты»
Игра «Компания моей мечты» проходит в несколько этапов.
Подготовительный этап проходил в течение 4 недель. Обучающиеся 2 курсов по специальности «Маркетинг», «Менеджмент» разделились на 4 микрогруппы. «Участники экономической игры самостоятельно распределили между собой роли и функции; под руководством преподавателей создавали фирмы; разрабатывали логотип фирмы (товарного знака), девиз (слоган), проводили маркетинговые исследования, разрабатывали товар или услугу, подготавливали презентацию, шла разработка прайс – листов, каталогов, выставочных стендов.»
Основной этап экономической игры «Компания моей мечты» включала в себя защиту проектов, которая проходила в три раунда.
Первый раунд. Выступление директоров фирм с кратким описанием деятельности фирмы, ознакомления товаров, услугах, прайс-листах и каталогах фирмы.
Второй раунд проходил с творческим заданием. Группа из 3 человек от каждой команды разрабатывала красочное оформление упаковки.
Третий раунд. Блиц -турнир «Битва президентов» и подведение итогов.
Проектная деятельность позволяет обучающимся закрепить теоретические знания, прививает исследовательские навыки и умения работать в коллективе. [3]
Список источников:
- https://buklib.net/books/36974/
- http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html
- https://videouroki.net/razrabotki/proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-mietod-aktivizatsii-obuchaiushchikhsia-v-protsies.html
Оласанова Р.К.,
м.э.н по специальности «Маркетинг»,
преподаватель специальных дисциплин,
Касьянова С.В.,
преподаватель туристских дисциплин,
Колледж университет «Туран»