Home » Учебно-методические материалы » Приёмы рефлексии в начальной школе

Приёмы рефлексии в начальной школе

 Современное казахстанское общество характеризуется общественной модернизацией и включение в мировые интеграционные процессы, где ведущую позицию занимает образование. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли продолжить свое обучение в зарубежных вузах.

На мой взгляд, качественные изменения в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Недавно я прошла курсы по обновленной системе. Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Не один современный урок не обходится без рефлексии…

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни, а также способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменеджмента.

Классификация рефлексии

  1. По цели:

-Рефлексия эмоционального состояния;

-Рефлексия деятельности;

-Рефлексия содержания учебного материала.

  1. По содержанию:

— Устная;

— Письменная

  1. По способу проведения:

-Анкета;

— Вопрос;

— Таблица;

— Рисунок.

  1. По форме:

— Фронтальная;

— Индивидуальная;

— Групповая;

— Коллективная.

Имея огромный опыт работы, считаю, что рефлексия настроения и эмоционального состояния ребенка является одной из важных функций, т.к. данная функция способствует установлению контакта с учащимися. Инструментом учителя в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, карточки отражающие спектр эмоций, с изображениями лиц, условных знаков. Рефлексия эмоционального состояния может использоваться на различных этапах урока. Есть много примеров рефлексивных приемов с общеизвестными названиями, такие как: «Солнышко», «Смайлики», «Карта настроения», «Цветик-многоцветик», «Букет», «Художественная рефлексия» и многое другое.

Также необходимо отметить, что рефлексия содержания изучаемого материала способствует осознанию содержания материала. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние учащегося в конце урока, но и то, насколько продуктивным для него стал данный урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Один из примеров рефлексивного метода – рефлексивный экран:

«Рефлексивный экран» — Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

А также есть и другие приемы. Таким образом, успешность учебного процесса в современном мире это не столько погоня за высокими показателями успеваемости, сколько стремление к глубокому усвоению материала, его пониманию. Думаю, всем необходимо системно анализировать свою работу, видеть причину успеха и неудач, таким образом, повышать свои профессиональные умения и навыки.

 

Омарова Сауле Каирбековна,
учитель начальных классов,

Коммунальное Государственное Учреждение

«Общеобразовательная школа №76», г. Алматы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*