Современное казахстанское общество характеризуется общественной модернизацией и включение в мировые интеграционные процессы, где ведущую позицию занимает образование. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли продолжить свое обучение в зарубежных вузах.
На мой взгляд, качественные изменения в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Недавно я прошла курсы по обновленной системе. Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Не один современный урок не обходится без рефлексии…
Что такое рефлексия?
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
- какой вклад в общее дело он может внести;
- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни, а также способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменеджмента.
Классификация рефлексии
- По цели:
-Рефлексия эмоционального состояния;
-Рефлексия деятельности;
-Рефлексия содержания учебного материала.
- По содержанию:
— Устная;
— Письменная
- По способу проведения:
-Анкета;
— Вопрос;
— Таблица;
— Рисунок.
- По форме:
— Фронтальная;
— Индивидуальная;
— Групповая;
— Коллективная.
Имея огромный опыт работы, считаю, что рефлексия настроения и эмоционального состояния ребенка является одной из важных функций, т.к. данная функция способствует установлению контакта с учащимися. Инструментом учителя в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, карточки отражающие спектр эмоций, с изображениями лиц, условных знаков. Рефлексия эмоционального состояния может использоваться на различных этапах урока. Есть много примеров рефлексивных приемов с общеизвестными названиями, такие как: «Солнышко», «Смайлики», «Карта настроения», «Цветик-многоцветик», «Букет», «Художественная рефлексия» и многое другое.
Также необходимо отметить, что рефлексия содержания изучаемого материала способствует осознанию содержания материала. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние учащегося в конце урока, но и то, насколько продуктивным для него стал данный урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Один из примеров рефлексивного метода – рефлексивный экран:
«Рефлексивный экран» — Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
А также есть и другие приемы. Таким образом, успешность учебного процесса в современном мире это не столько погоня за высокими показателями успеваемости, сколько стремление к глубокому усвоению материала, его пониманию. Думаю, всем необходимо системно анализировать свою работу, видеть причину успеха и неудач, таким образом, повышать свои профессиональные умения и навыки.
Омарова Сауле Каирбековна,
учитель начальных классов,
Коммунальное Государственное Учреждение
«Общеобразовательная школа №76», г. Алматы