Home » Учебно-методические материалы » Проблемы повышения качества знаний обучающихся на уроках биологии

Проблемы повышения качества знаний обучающихся на уроках биологии

Ошибочно думать, что много знания есть достоинство.

Важно не количество, а качество знания.

(Л.Толстой)

На современном этапе развития страны неизмеримо повышается роль образования. Происходит переформатирование стратегий его развития и поиск новых ориентиров. Ученые отмечают, что центр тяжести усилий мирового педагогического сообщества смещается с проблем «массовости» образования к проблеме качества образования, обучения и развития личности учащегося, проявления его индивидуальности.

Проблема повышения качества образования сегодня вызывает много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.

Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом.

Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.

Модель образования ХХ1 века – образовательное общество. Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.

В центре качества образования – качество его содержания, качество воспитания человека. Современная действительность претерпевает глобальные изменение экологии всей планеты. В этом плане формирование экологического сознания у наших учеников становится приоритетной задачей современной школы.

Именно через биологическое образование возможно решение приоритетных позиций обновления образования: усиление практико-ориентированной личностно ориентированной направленности содержания за счет повышения внимания к методам познания природы и использования знаний для решения практических проблем, имеющих большое значение для самого ученика и востребованных в повседневной жизни.

В настоящее время в обучении биологии особое значение придается не только формированию системы современных знаний по предмету, но и формированию норм и правил экологической этики и экологической культуры, основанных на знаниях и умениях в области рационального природопользования и охраны природы.

В последние годы наблюдается тенденция искусственной интенсификации процесса обучения. На уроках учащиеся виртуально знакомятся с разнообразием животного и растительного мира с помощью компьютерных программ, внося в них изменения антропогенного характера; теоретически объясняют происходящие изменения, раскрывают увиденные закономерности в созданной природной модели. При этом учителя в своей работе отказываются от экскурсий, фенологических наблюдений, а учащиеся на практике затрудняются определить наиболее распространенные растения и животных на территории проживания; назвать местные биологические объекты, которые требуют к себе бережного отношения.

Все выше сказанное указывает на оторванность обучения от окружающей природы, что в свою очередь не может положительно сказаться на формировании правильной картины мира, целостного представления о живых организмах, о взаимосвязи их между собой и средой обитания, о влиянии современной цивилизации на природное окружение, а также не может положительно сказаться и на качестве биологического обучения в целом, а именно: полноте и прочности знаний, умении применять эти знания на практике.

Таким образом, мы можем утверждать об объективно существующих противоречиях:

— между обучением биологии с использованием различных средств обучения, в том числе инновационных и преподаванием этого предмета естественнонаучного цикла в отрыве от природы как таковой;

— между наличием в практике современной школы различных организационных форм обучения биологии и отсутствием в профессиональной деятельности учителя системного подхода к их применению.

Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако, в настоящее время, дети даже любознательные не хотят учиться. Почему это происходит?

Одна из главных причин этого – недостаток внутренней мотивации учения у школьников.

  1. Мотивация (от лат. movere) – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. [1]

Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Деятельность учителя должна опираться в этом случае на определенный алгоритм.

  1. Определить и уточнить цели обучения.
  2. Выявить возрастные возможности мотивации.
  3. Изучить исходный уровень мотивации.
  4. Изучить превалирующие мотивы.
  5. Изучить индивидуальные особенности мотивации.
  6. Анализ причин изменения мотивации.
  7. Формирование должных мотивов.
  8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий.

Для установления уровня мотивации существуют специальные методики, например, психологическая методика тест Люшера, обычно диагностику проводит школьный психолог.

Для выявления учеников с низкой мотивацией следует использовать наблюдение.

Человек включается в любую деятельность именно тогда, когда у него имеются мотивы. А мотив отражает наличие некоторых потребностей. Чтобы вызвать, удержать, усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность. Именно на этом основано стимулирование познавательной и любой другой деятельности.

Использование информационно-коммуникативных технологии на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий, в том числе мультимедийных пособий.

Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление.

Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. [2]

На уроках по биологии и во внеурочное время можно использовать

  1. Открытая биология.
  2. 1С: Репетитор. Биология.
  3. Репетитор по биологии
  4. Биология. Анатомия и физиология человека.
  5. Энциклопедия животных.
  6. Лабораторный практикум Биология 6 – 11 класс
  7. Биология Интерактивные творческие задания
  8. Экология 10 -11 классы

Эти и другие электронные учебники помогают решить дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,
  • систематизировать усвоенные знания,
  • психологически настроить на атмосферу экзамена,
  • натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием (новых информационных технологий) НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,
  • сформировать навыки самоконтроля,
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,
  • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Можно использовать следующие методические приемы:

  1. Использование мультимедиа учителем: задать проблемный вопрос и вернутся к его разрешению, попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
  2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить схему, составить краткий тезисный конспект, найти ответ на вопрос.
  3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
  4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит выделять главное, устанавливать логические связи.

Применение мультимедийных презентаций на уроках биологии

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы смыслообразования. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения:

  • интеграция гипертекста (использование гиперссылок) и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала системным, ярким и убедительным;
  • сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых (важных) моментах учебного материала.
  • при изучении и закреплении нового материала, позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.

Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

  • Для проверки знаний.

Для учителя компьютерное тестирование – это средство качественного контроля знаний.

  • Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам
  • Во время анализа фронтальных самостоятельных работ, обеспечивает наряду с устным, визуальный анализ результатов.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

  • концентрация внимания;
  • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
  • более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
  • повышение интереса к изучению предмета;
  • возрастание мотивации к учебе.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала, и позволяет сформировать умение:

  • обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
  • работать в группе;
  • находить информацию в различных источниках;
  • формирует коммуникативную компетентность;
  • позволяет осознать полезность получаемых знаний и умений.
  • Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
  • как способ создания проблемной ситуации;
  • как способ объяснения нового материала;
  • как форма закрепления изученного;
  • как форма проверки домашнего задания;
  • как способ проверки знаний в процессе урока.

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования.

Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.

Как считает Нироева Л.В. «Перед современным учительством и учеными – методистами стоит первостепенная задача – активизация познавательной деятельности учащихся, иначе будет и далее снижаться интерес и качество знаний школьников». В связи с этим общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

 

                 Список использованных источников

 

  1. Мотивация. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация
  2. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П.Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». – Москва, 2003.
  3. Организация проектной деятельности в школе: система работы, Автор-составитель С. Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  1. Нироева Л.В. Активизация познавательной деятельности школьников. http://mpbge.narod.ru/06_nsha_rabota/

Жаркенова Айгуль Кыдырболатовна,

учитель химии и биологии

КГУ «Основная общеобразовательная

 школа №22»
г. Кокшетау,

Акмолинская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*