В мире детей с аутизмом больше, чем с диабетом, онкологией и синдромом Дауна — вместе взятых.
Аутизм (в переводе с латинского означает «сам») проявляется как отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешнее воздействие, пассивность и сверхранимость в контакте со средой. У детей с аутистическими чертами присутствует стереотипность, которая выражается в стремлении есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду повторять одни и те же фразы. Попытки разрушить эти стереотипы вызывают у ребенка тревогу, агрессию. Дети с РАС начинают замыкаться в себе, становятся все более беспокойными и озабоченными, характер их изменяется, они теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми. Наблюдается также уменьшение речевого контакта, иногда ребенок совсем перестаёт пользоваться речью. Поэтому чем дольше дети с аутизмом остаются без помощи, тем сложнее до них достучаться, чем раньше начать обучение – тем ребенок будет успешнее в жизни!».
Методы психологической коррекции детей с РАС, которые имеют отставание в формировании основных психических функций, традиционно разделяются на два основных направления: когнитивные методы, ориентированные на формирование психических функций, методы двигательной коррекции и телесно-ориентированной психотерапии, направленные на формирование у ребенка контакта с собственным телом, снятия мышечного напряжения, улучшения психического самочувствия, развитие невербальных компонентов общения. Одним из методов в работе с аутистами применяется метод нейропсихологии.
Метод «замещающего онтогенеза предполагает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ) через воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза. Так как сенсомоторика является фундаментом для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Как диагностическая, так и коррекционная работа представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования, регуляции и контроля.
Программа направлена на развитие отстающих в формировании психических функций у ребенка с РАС и применяться специалистами дошкольного учреждения. Программа разделена на 2 курса.
Каждый курс включает в себя 24 занятия. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут, занятия проводятся в микрогруппе (2 ребенка) или индивидуально по 1 занятию 2-3 раза в неделю на протяжении на 3 месяцев. Программа упражнений составляется индивидуально для каждого ребенка учетом его особенностей и возраста. Неизменной остается только структура занятия. Допустимо проведение повторных занятий, если психолог видит, что дети с трудом выполняют упражнения. Следует также помнить, что качество выполнения заданий может ухудшаться на 6-8 занятиях.
После прохождения первого курса нейропсихологической коррекции, проводится динамическое нейропсихологическое обследование ребенка и решается вопрос о необходимости проведения второго курса занятий.
Занятия показаны ребенку, имеющего следующие проблемы:
-родовая травма; повышенный или пониженный тонус;
-частые заболевания, в том числе на первом году жизни, например, бронхо-легочные заболевания, отиты, атопические дерматиты;
— в анамнезе – ПЭП, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;
— мало ползал или не ползал совсем; ходил на цыпочках; поздно начал говорить;
— гиперактивен или излишне медлителен; импульсивен, раздражителен, часто конфликтует с детьми;
— быстро утомляется, с трудом засыпает; плохо запоминает, сравнивает, обобщает;
— рисует левой рукой; имеет задержку формирования мелкой моторики рук; двигает ногами, языком, когда пишет и рисует (синкинезии);
— с трудом высиживает 15 минут на одном месте; невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;
Ограничения и противопоказания:
— эпилепсия; психические заболевания и генетические синдромы;
— с осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.
Данная программа предполагает:
- предварительную нейропсихологическую диагностику и динамическое диагностическое обследование детей по ее завершению;
- обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла (данное требование является одним из главных условий эффективности программы);
- постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения;
- все дыхательные, глазодвигательные, двигательные упражнения, ползания, растяжки выполняются по команде взрослого в медленном темпе 4–6 раз.
Принципы проведения диагностики и оценки эффективности программы. Диагностика проводится перед зачислением ребенка на программу и по завершению программы. На первичную и заключительную диагностики отводится по 1 часу.
Используется комплекс нейропсихологических методов диагностики (А.В. Семенович, Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232 с: ил.).
Диагностика включает в себя:
- двигательные функции; тактильные и соматогностические функции; зрительный гнозис; пространственные представления; слуховой гнозис; память; речевые функции; письмо, чтение, счет; интеллектуальные функции.
В качестве инструмента оценки результативности усвоения программы кроме метода сравнения данных входящей и исходящей нейропсихологической диагностики используется опрос родителей с целью получения обратной связи и дополнительного фактора оценки эффективности усвоения.
Структура занятия:
- Ритуал приветствия и начала занятий.
- Разминка.
Всего даны 4 варианта разминок. Разминка включает упражнения, направленные на улучшение мышечного тонуса, общей энергетики, координации и общего соматического баланса.
- Блок упражнений, направленных на формирование
психомоторных координаций.
Упражнения этого блока меняются каждую неделю в процессе проведения программы.
Основные блоки упражнений, направленных на развитие психомоторных координаций и их задачи.
- Дыхательные упражнения, направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка
- Глазодвигательные упражнения Направлены на расширение объема зрительного восприятия, устранения патологических синкинезий
III. Растяжки и упражнения двигательного репертуара направлены на оптимизацию и стабилизацию тонуса, выработку правильного двигательного стереотипа, регуляцию вегетативных нарушений, освоение пространства собственного тела и пространства вокруг
- Блок упражнений, направленных на формирование познавательных компетенций.
- Игра.
- Ритуал завершения занятий, подведение итогов и прощание.
Примеры конспекта занятий. Занятие 1
- Знакомство. Ритуал приветствия. Маркировка левой руки.
- Разминка
1) Растяжки: Растяжки для тела;
- Растяжки для ног, перекаты;
- Растяжки и расслабление рук;
- Разминка и расслабление плеч;
- Растяжка и расслабление мышц шеи.
2) Пальчиковая гимнастика с применением Су- Джок терапии
- Черепаха;
- Ежик
3) Артикуляционная гимнастика
- Трусливый птенчик;
- Акула;
- Покусывание / почесывание губ зубами;
- Одновременное и попеременное надувание щек;
- Улыбка – поцелуй;
- Заборчик – трубочка;
- Психомоторные координации.
1) Дыхание
- Воздушный шарик
2) Растяжки:
- Пассивные растяжки;
- Массаж и самомассаж;
- Ходьба на руках
3) Общий двигательный репертуар
- Зоопарк
4). Глазодвигательный репертуар
- Догонялки руками;
- Крестики;
- Конвергенция
- Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на
графическую деятельность
- Обводилки
- Познавательные компетенции.
- Муха
Использованная литература:
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер, 2008.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. М.: Дрофа, 2014.
- Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.
- Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Айрис, 2007.
Алибаева Дана Жанатовна,
психолог первой квалификационной категории,
Ткаченко Людмила Александровна,
психолог второй квалификационной категории
ГККП «Ясли-сад «Батыр»,
г. Петропавловск, СКО