Home » Детский сад » ПРОЕКТ «ПЕСОЧНИЦА – ПОМОЩНИЦА»

ПРОЕКТ «ПЕСОЧНИЦА – ПОМОЩНИЦА»

ПРОЕКТ «ПЕСОЧНИЦА – ПОМОЩНИЦА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

 

«Наилучшая для ребёнка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка» [1, с. 117].

К. Д. Ушинский

Большинство современных логопедов отмечают ежегодный неуклонный рост количества детей, имеющих речевые нарушения. У таких детей наблюдаются трудности полноценной коммуникативной деятельности, развития самоконтроля и саморегуляции, недостатки познавательной деятельности, нарушения эмоционально – волевой сферы и моторики. В связи с этим, многие дети испытывают трудности как в усвоении программы дошкольного учреждения, так и программы начального школьного обучения.

Современным логопедам становится весьма интересна песочная терапия. Игры с песком положительно влияют на общее и эмоциональное самочувствие детей, давая толчок для общего и речевого развития и саморазвития ребёнка. Песочная терапия может быть и методом, и формой обучения. Во время  игры с песком происходит обогащение детского коммуникативного опыта. С помощью пескотерапии можно развивать не только детскую речь, но и важнейшие психические процессы, творческие и физические способности, личностные качества ребёнка [3, с. 3]. Именно поэтому мы назвали наш проект «Песочница – помощница».

Актуальность нашего проекта заключается в том, что песочная терапия выводит взаимодействие логопеда и ребёнка на новый уровень, улучшает результативность коррекционного воздействия, помогает в создании благоприятного эмоционального фона логопедического занятия, улучшает и упрочняет уровень детской мотивации.

Новизна нашего проекта заключается в использовании игр с песком в коррекционной работе логопеда с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В большинстве стран Европы этот вид креативной игротерапии развит повсеместно и применяется систематически. В настоящее время в нашей республике интерес к пескотерапии набирает обороты, т. к. многие практикующие специалисты находятся в поиске новых технологий коррекционно – развивающего воздействия.

Цель проекта – анализ и систематизация теоретического и практического материала по песочной терапии и его использование  в работе  с детьми, имеющими речевые нарушения.

Задачи проекта:

— изучение теоретического (методического) материала  по песочной терапии;

— создание необходимых  условий (материально – технической базы) для внедрения игр с песком   в  коррекционно-развивающую работу;

— разработка плана деятельности по реализации данного проекта;

—  разработка картотеки игр с песком для детей, имеющих речевые нарушения;

— анализ влияния песочной терапии на речевое и общее развитие детей;

— выяснение значимости использования песочной терапии в коррекционно – развивающем процессе взаимодействия логопеда с ребёнком, имеющим речевое нарушение.

Проблема: в современной коррекционно – логопедической работе недостаточно внимания уделено нетрадиционным, креативным методам взаимодействия логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения. Отсутствует система работы по данному направлению.

Гипотеза: систематизация сведений по песочной терапии и её применение в работе логопеда будут способствовать формированию у детей, имеющих речевые нарушения, навыка позитивной коммуникации, развитию высших психических функций, моторики, звукопроизношения и речи в целом, поддержанию интереса к логопедическим занятиям.

Игра с песком оказывает положительное влияние на психо – эмоциональное самочувствие детей, что делает эту игру отличным средством для развития и саморазвития ребёнка [4, с. 3].

Изучив множество литературных и интернет источников, нами было выделено 10 (десять) основных принципов песочной терапии, отличающих её от других методик:

Принцип природосообразности процесса обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Игра с песком – это форма детской деятельности, которая доступна и естественна для каждого ребёнка.

Принцип гуманизации. На первый план выступает сам ребёнок с речевой патологией, его физическое и психическое здоровье и безопасность.

Принцип добровольности. Каждый ребёнок играет со взрослым (логопедом, педагогом) без принуждения, по своему желанию.

Принцип ведущей активности взрослого. Взрослый (логопед, педагог, родитель) – организатор игры, а также её непосредственный полноценный участник. При этом активность ребёнка стимулируется взрослым.

Принцип безопасности. Всё оборудование и материалы, при условии их правильного использования, безопасны для проведения игр с песком.

Принцип наглядности. Игры с песком проводятся с использованием различных предметов, игрушек, бросового материала. Ребёнок незамедлительно видит результат своей игровой деятельности.

Принцип доступности. Используются простые и доступные для каждого ребёнка материалы и инструменты. Взрослым (логопедом, педагогом, родителем) даются краткие, понятные ребёнку инструкции. Задания и игры с песком соответствуют возрастным и психо – физическим особенностям детей.

Принцип индивидуально – дифференцированного подхода. Учитываются возможности каждого отдельного ребёнка.

Принцип систематичности работы. Пескотерапия должна применяться регулярно, систематически, являясь полноценной частью каждой ОУД (организованной учебной деятельности), каждого логопедического занятия.

Принцип системно – организационного подхода. Пескотерапия нуждается в слаженной работе всех педагогов и специалистов организации образования, а также включения в эту работу родителей детей, имеющих речевые нарушения.

Реализация проекта «Песочница – помощница» включала следующие этапы: информационно – аналитический (организационно – подготовительный), основной (деятельностно-внедренческий), заключительный (итоговый) и аналитический.

Информационно – аналитический этап проекта (июнь – август 2016 г) включал:

— подготовку методического сопровождения проекта;

— создание информационной базы;

— подбор и анализ литературы по песочной терапии;

— разработку теоретического инструментария, подбор игр с песком;

— организацию условий для реализации проекта, создание предметно – развивающей среды с необходимым оборудованием;

Основной этап проекта (сентябрь 2016 г – май 2017 г) включал:

— разработку рекомендации для педагогов и родителей по вопросам развития и поддержания интереса детей к логопедическим занятиям;

— проведение бесед с родителями по песочной терапии;

— проведение логопедических занятий с использованием игр с песком;

— проведение дозирующих упражнений с песком,  тренирующих речевые зоны, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику на логопедических занятиях;

— проведение семинаров-практикумов для родителей по песочной терапии;

— проведение консультаций для родителей и сотрудников организации образования по песочной терапии.

Заключительный этап проекта (апрель – май 2017 г) включал:

— оценку модели  среды для развития интереса к песочной терапии;

— разработку картотеки игр с песком, используемых  на  занятиях;

— оценку значимости использования песочной терапии в коррекционно – развивающем процессе;

— анкетирование родителей об удовлетворенности реализацией проекта и его результатами;

Аналитический этап проекта (июнь-сентябрь 2017 г) включал:

— рефлексию проделанной работы;

— анализ влияния песочной терапии на речевое и общее развитие детей;

— внешнюю оценку проекта;

— публикацию статей;

— обобщение опыта работы по песочной терапии.

Для полноценной реализации проекта «Песочница – помощница» нами были соблюдены основные методические рекомендации по организации игр песочной терапии. Были изготовлены две: для индивидуальной работы 50 см*70 см*8 см (где 50 см – длина, 70 см – ширина, 8 см – глубина (высота) и для групповой работы размер 100 см*140 см*8 см. Цвет бортов песочницы внутри голубой. Наружние борта обработаны лаком. Рекомендуется изготовить песочницу из дерева. Мы используем в своей работе как деревянные, так и пластиковые (контейнеры с крышкой). Специальным образом был подготовлен песок: он был промыт, просеян и прокален при высокой температуре (200 С – 220 С) в духовом шкафу. Таким чистым песком песочница заполняется на одну треть или наполовину. Песок мы регулярно меняем, не реже одного раза в месяц. Кроме того, нами был подобран большой набор маленьких предметов, высотой примерно до 8 – 12 см. Все предметы, встречающиеся ребёнку в окружающем мире, могут быть использованы при проведении игр с песком. Это коллекции игрушек, букв, аксессуаров, естественных природных материалов [2, с. 18]. Они  хранятся в специально отведённом для них месте в пластиковых боксах.

Мы проводим игры с песком с детьми разного возраста, начиная с трёх лет (вторая младшая группа)  и заканчивая учащимися четвёртого класса (11-12 лет). Игры песочной терапии можно проводить в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (2 – 4 и более ребёнка). Время проведения занятий должно соответствовать возрасту и зависит от речевой патологии ребёнка, от логопедического заключения [2, с. 4]. В среднем, индивидуальное занятие длится 15 – 25 минут, подгрупповое занятие 20 – 40 минут. Занятия с использованием песочной терапии мы проводим регулярно,  не реже двух раз в неделю. Иногда количество занятий увеличивается до трёх раз в неделю.

Игры с песком мы включаем в любой этап логопедического занятия: при введении ребёнка в занятие на этапе психолого – педагогического настроя, при проведении дыхательной и артикуляционной гимнастики, при развитии познавательных процессов и мелкой моторики, при проведении динамических пауз, на этапе автоматизации и дифференциации звуков, при работе над звуковым анализом и синтезом, с лексико – грамматическими категориями, при работе над связной речью и многие другие. Главное, на наш взгляд, это возможность совместного творчества логопеда и ребёнка с нарушением.

На этапе реализации проекта мы соблюдали следующие условия:

  1. Игры с песком проводились исключительно с согласия ребёнка и его родителей, при наличии у ребёнка желания заниматься этим видом деятельности;
  2. Каждое занятие с использованием песочной терапии проводилось на высоком эмоциональном уровне, способствующем поддержанию интереса ребёнка;
  3. Было чёткое обозначение педагогом (логопедом) правил детского поведения во время проведения игр с песком (что можно делать в песочнице, а что категорически запрещается и крайне опасно);
  4. Было рационально организовано рабочее пространство (уровень освещённости, расположение и размер мебели и другого вспомогательного оборудования);
  5. В обязательном порядке соблюдались правила личной гигиены и детей, и логопеда. Руки мылись до и после игры с песком;
  6. Обязательное условие — отсутствие слишком высокого уровня тревожности у ребёнка;
  7. У детей и логопеда не было противопоказаний к занятиям с песком (кожные заболевания, аллергические реакции в анамнезе, травмы рук);
  8. Обязательно наличие у ведущего – взрослого (логопеда, родителя) достаточной квалификационной подготовки для проведения коррекционно – развивающей работы с ребёнком.

Анализ результатов проекта позволил выявить стойкий положительный эффект песочной терапии. Игры с песком:

— Активизируют творческий потенциал личности ребёнка;

— Улучшают тактильно – кинестетическую чувствительность;

— Снимают мышечную напряжённость;

— Способствуют развитию восприятия, мышления, памяти, внимания, речи;

— Развивают мелкую моторику рук;

— Развивают зрительно – пространственную ориентировку, глазомер;

— Развивают фонематическое восприятие и фонематический слух;

— Способствуют развитию лексико – грамматических представлений

— Помогают в коррекции звукопроизношения;

— Помогают освоить навыки звуко – слогового анализа и синтеза;

— Способствуют расширению словарного запаса

— Значительно оптимизируют коррекционный процесс, этапы постановки, автоматизации и дифференциации звуков занимают меньшее количество времени;

Мы считаем, что проект «Песочница – помощница» стал очень продуктивным. Песочная терапия требует от ребёнка координации всех его психических и физических сил, позволяет каждому познавать себя и окружающий мир.

Все перечисленные нами особенности песочной терапии являются, на наш взгляд, очень важным вспомогательным средством современного логопеда.

 

Гекле Диана Викторовна

учитель- логопед  КГУ «СОШ №23» г.Караганда

  Масленникова  Ирина Анатольевна

учитель- логопед  НУ УЦ «ЭРФОЛЬГ» г.Караганда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*