Home » статьи » Простая, героическая жизнь

Простая, героическая жизнь

 

Елена Фёдоровна Данилова – Женщина, Педагог, Музыкант с большой буквы. Её судьба напрямую связана не только с историей становления и развития Павлодарского музыкального училища им. П.И. Чайковского, но и с музыкальной культурой Павлодара. Она была одной из первых выпускниц Павлодарского музыкального училища, причём сразу по двум специальностям: вокал и теория музыки. Тридцать лет проработала в музыкальном училище, как педагог отделения теории музыки и пятнадцать из них — как заведующая учебной частью. В начале 90 – х годов Елена Фёдоровна ушла на пенсию, но сохранила добрые отношения с бывшими коллегами и многочисленными учениками.

                    А начиналась судьба Елены Фёдоровны совсем обыкновенно, как у многих её современниц. Она родилась 15 мая 1920 года в старинном русском городе Ярославле. Здесь же прошли её детские и школьные годы. В доме родителей Фёдора Ивановича и Евдокии Александровны Чевских царила дружная, весёлая атмосфера. Отец в юности телеграфист, впоследствии работал начальником железнодорожной станции. От природы человек мягкий и добрый он передал своей дочери умение блестяще владеть телеграфным ключом и даже разрешал любимой дочке иногда сидеть в железнодорожной кассе и продавать билеты.

Мама – Евдокия Александровна кроме неугасимого женского обаяния, наделила дочь житейскими умениями. Ещё в школьные годы Елена научилась шить и вязать, и эти навыки пронесла через всю свою жизнь. Ни многолетние скитания по дальним гарнизонам с мужем – военным лётчиком, ни груз семейных обязанностей – подрастали две дочери, ни постоянная преподавательская и общественная работа не мешали ей всегда оставаться элегантной, ухоженной женщиной. Наряды, которые она шила для себя всегда вызывали зависть у модниц.

Но вернёмся в школьные годы. Уже тогда Елена ощутила тягу к музыке, пению, танцам, актёрскому действу. Елена Фёдоровна вспоминала: «В чулане у меня была целая комната игрушек.  Я устраивала представления – театр теней и кукол». Позже в школьные годы она научилась играть на балалайке и гитаре. А в шестом – седьмом классе вместе подружкой устраивали представления на сцене для взрослых: пели, танцевали бальные танцы, разыгрывали сценки с переодеванием в цыганок и шутливыми гаданиями. Елена Фёдоровна вспоминала, как однажды, надев самостоятельно сделанный грузинский наряд, танцевала на конкурсе самодеятельности и получила первый приз. В школьном оркестре Елена играла на гитаре и там же впервые выступила как певица, сольно исполнила вальс из кинофильма «Цирк» и песню из кинофильма «Семеро смелых».

Увлечение пением и игрой на музыкальных инструментах Елена не оставила и когда после окончания школы в 1938 году поступила в Первый Государственный Ленинградский педагогический институт иностранных языков.  В институте она играла в оркестре народных инструментов на домре, затем стала петь в ансамбле. Елена Фёдоровна вспоминала об этом времени: «Руководитель ансамбля сразу заметил мой голос, стал заниматься со мной индивидуально. Я начала петь романсы. На третьем курсе водил меня на прослушивание в консерваторию. Как сейчас помню, пела Даргомыжского «Мне минуло шестнадцать лет» и «Соловей» Алябьева». Мечтам об учёбе в консерватории не суждено было сбыться. Об этом скупые, пронзительные строки в воспоминаниях Елены Фёдоровны: «Но вскоре началась война…».

Студентка Елена Чевская прошла все тяготы Ленинградской блокады и при этом, продолжала учиться. Сохранились её воспоминания о том этапе жизни. Приведу их целиком, как бесценный исторический документ: «Тогда мне был двадцать один год. Я заканчивала Ленинградский Пединститут иностранных языков. С первых дней войны студенты были мобилизованы. Мы разносили повестки, дежурили на крышах домов, сбрасывая от туда зажигательные бомбы. Затем нас мобилизовали на строительство защитных сооружений. В районе Бабино (пригород  Ленинграда) мы рыли противотанковые рвы.

Город бомбили днём и ночью иногда беспрерывно по десять — двенадцать часов. И всё же мы продолжали учёбу.

Январь и февраль 1942 года были особенно трудными, зима суровая, снежная. Транспорт в городе не работал, здание института не отапливалось. Мы брали воду из проруби на реке. У студентов не было никаких продовольственных запасов, мы голодали. Нас поддерживали 125 граммов хлеба и жидкий суп по талону в студенческой столовой (вода, несколько зёрен пшеницы и напёрсток растительного масла). Иногда выдавали котлеты из рыбных отходов.

Но, несмотря на голод, холод, обстрелы город жил, работали заводы, действовали театры, в которых шли представления для защитников города и ленинградцев.

В марте 1942 года нас, окончивших институт, эвакуировали по «Дороге жизни» через Ладожское озеро. На станции, куда нас привезли, уже стояли теплушки[1], там впервые нам выдали паёк – 400 граммов хлеба и немного колбасы, а потом отправили эшелон на юг страны. На больших станциях нас кормили обедом – суп, каша с растительным маслом, чай, но все равно в пути многие умерли, так как были сильно истощены.

Я горжусь тем, что была в Ленинграде в это трудное время и внесла свой посильный вклад в защиту города во время блокады, горжусь его людьми, их мужеством и стойкостью».

В 1943 году судьба свела Елену с молоденьким лейтенантом – голубоглазым Васильком, с которым она прожила рядом 45 лет, разделяя все трудности жизни кадрового военнослужащего. В январе 1944 года родилась дочка – Танечка. А в апреле 1944 года жизнь преподнесла новое испытание.

Старший лейтенант с женой и трехмесячной дочкой в теплушке военного эшелона следовал к новому месту расположения лётного полка. На одном из полустанков молодые родители вышли «за кипяточком» и … отстали от поезда…

Четыре нескончаемых дня, пока родители на мыслимых и немыслимых видах транспорта (включая повозки цыганского табора) догоняли эшелон, показались им, наверное, вечностью. На станциях отправляли начальнику эшелона телеграммы «Оставьте ребенка», но получали неизменный ответ «Ребенка сохраню».

Земной поклон этому Человеку, который помог выжить малышке — нашел для неё «молочную» мать. Земной поклон этой Женщине, которая кормила своим молоком не только своего, но и чужого ребенка…

Мир устроен так, что невозможно прожить в нем без Веры, Надежды, Любви и помощи ближнего… Помогите ближнему в тяжелую минуту – за это Вам воздастся с троицей. Можно сказать, что это был тот девиз, с которым Елена Фёдоровна прожила всю свою жизнь.

В 1945 закончилась война и потекла мирная, но все ещё кочевая жизнь. Как и всем семьям военнослужащих, Даниловым приходилось часто менять место жительства.  Вслед за мужем, Елена Фёдоровна переезжала из  г. Тихорецка в Грозный, оттуда в Среднюю Азию, потом на Украину. В 1952 году Василия Данилова из города Чугуева Харьковской области направили в Казахстан в Павлодарское военно – лётное училище, и семья Даниловых начала осёдлую жизнь в Павлодаре.

Елена Фёдоровна была не типичная жена военнослужащего[2]. Она сразу же находила себе занятия. Вольнонаемной она работала в Конотопском военно-авиационном училище библиотекарем, метео — наблюдателем, вела кружок английского языка. В Чугуеве работала преподавателем английского языка в средней школе.

После переезда в Павлодар Елена Фёдоровна сразу же стала преподавать английский язык не только в военном училище, но и в зооветеринарном техникуме. Где бы ни работала, Елена Фёдоровна не оставляла занятий музыкой. В лётном училище она организовала хор и с ним солировала на смотре самодеятельных ансамблей ВВС в Москве. Повсюду она находила единомышленников, людей так же влюблённых в музыку. Яркими культурными впечатлениями тех лет стали постановки в драматическом театре им. Чехова детской оперы «Иван Богатырь», оперы «Снегурочка», в которой она пела партию Леля, сцену письма из оперы «Евгений Онегин», сцену гадания из оперы «Кармен», В народном театре оперетты исполнила партию Стеллы в музыкальной комедии И.Дунаевского  «Вольный ветер».

В 1959 году она поступила в только что открывшееся музыкальное училище сразу на две специальности – вокал и теория музыки. Будучи студенткой, одновременно преподавала английский язык. По окончании музыкального училища с 1961 года Елена Фёдоровна на протяжении 30 лет в нём работала. Она преподавала музыкальную литературу и русское народное творчество и в течение 15 лет была заведующей учебной частью. Елена Федоровна стала первым лектором-музыковедом, выступающим по всей Павлодарской области с лекциями о музыке.

На нашем курсе теоретиков 80 – х годов Елена Фёдоровна вела курс русского народного творчества. С первого знакомства с нами она проявляла к нам доброжелательную требовательность. Она знала и великолепно пела множество народных песен. Именно от неё мы узнавали традиции народных обрядов древних славян, учили наизусть и пели архаичные колядки и весенние заклички, исторические блины и лирические песни. А некоторые обряды, например свадебные, оживляли на свадьбах своих однокурсниц. Непреложная истина, что духовная жизнь Учителя продолжается в его учениках. И теперь уже мы её ученики стараемся следовать  традициям и принципам, которые Елена Фёдоровна в нас заложила.

Мне не пришлось работать вместе с Еленой Фёдоровной, когда я вернулась из консерватории, она уже ушла на заслуженный отдых. Но пока позволяло здоровье, она откликалась на приглашения,  приходила на праздничные концерты. Всегда нарядно одетая, с красивой причёской и классическим макияжем она являла собой образец женской элегантности.

Её пенсионная жизнь продлилась столько же сколько и профессиональная. Елена Фёдоровна по – прежнему оставалась деятельно – активной: преподавала английский частным ученикам[3], занимаясь рукоделием, вышивала целые картины, дружески общалась с коллегами и бывшими учениками, радовалась успехам своих дочерей, гордилась внуками и правнуками.

Елена Фёдоровна была награждена медалью за участие в Великой Отечественной войне. Как реликвии среди мирных наград за трудовые достижения, в её семье хранятся медаль «Жителю блокадного Ленинграда», юбилейные медали 20, 30, 50 и 60 лет ВОВ, медаль «В память 300 – летия Санкт – Петербурга».

Обращаясь к маме, поддерживая её в дни тяжёлой болезни, дочь Наталья написала: «Я уверена, что предназначение Женщины на Земле: не дать погаснуть той искре любви и тепла, которая возникает между ней и её мужчиной, создать в доме обстановку любви и доброжелательности,  вырастить детей, оказать помощь  внукам, порадоваться правнукам…».

Думается, что Елена Фёдоровна Данилова успешно выполнила все свои предназначения Женщины, Матери, Музыканта и Педагога.

Черепанова Ирина Викторовна,

преподаватель отделения «Теория музыки»

ГУ Комплекс «Музыкальный колледж – музыкальная

школа – интернат для одаренных детей».

 

[1]  Для молодого поколения поясню, что теплушками называли товарные вагоны, в которых в годы ВОВ перевозили людей .

[2] Обычно жёны военнослужащих были ограничены  в выборе работы и в основном занимались семьёй.

[3] В нашем последнем разговоре, она с гордостью сказала, что более двадцати её учеников продолжили профессиональное обучение английскому в университетах всего бывшего Союза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*