Home » Детский сад » Профессиональная компетентность современного руководителя дошкольной организации

Профессиональная компетентность современного руководителя дошкольной организации

На новом этапе развития системы образования для решения важнейших проблем организации образования на методологическом, теоретическом и практико-прикладном уровне важнейшую роль играет ее руководитель. И в этих условиях необходимо понять, какими качествами и компетенциями должен обладать руководитель, чтобы эффективно планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс.

Эффективный руководитель современной дошкольной организации решает главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Современный руководитель дошкольной организации должен быть  педагогом  и организатором,  владеть юридическими и экономическими знаниями, быть творческой личностью. Он должен заботиться о роли педагога в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в детском саду комфортных условий для развития и обучения ребенка, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик. То есть руководитель должен обладать рядом значимых профессиональных компетенций.

Классическое определение компетенции имеет несколько значений: круг полномочий, представленных законом, уставом или и иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области. Управленческую компетенцию будем рассматривать, как личную способность руководителя решать профессиональные задачи, а также требования к личностным, профессиональным качествам заведующего дошкольной организацией (ДО) [1]. Компетентность – это совокупность компетенций; знания и опыт, которые необходимы для эффективного руководства образовательной организацией.

В основе определения составляющих компетентности современного руководителя, по мнению Лайл М. Спенсер и Сайн М. Спенсер, находятся пять базовых качествах личности [2]:

  1. мотивы, то есть основные потребности, которые управляют поведением человека;
  2. психофизиологические особенности – склонности к определенному поведению;
  3. Я-концепция — установки и ценности человека;
  4. знания – объем знаний, которыми обладает индивид;
  5. навык — наличие когнитивных и поведенческих навыков.

Следовательно, под профессиональной компетенцией мы понимаем осознание руководителем своих потребностей и интересов в профессиональной деятельности, социальных ролей и мотивов, своей линии поведения, профессиональных возможностей в соответствии со своими профессиональными качествами и требованиями профессии [3].

Выделим 4 группы компетенций, характеризующих современного руководителя ДО:

  1. Личностная компетенция, включающая уровень личного саморазвития и отражающая личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности руководителя.
  2. Социальная компетенция, реализуемая в условиях профессиональной деятельности в условиях взаимодействия с коллективом.
  3. Отраслевая компетенция, содержащая комплекс знаний и умений, присущих именно дошкольному образованию, предполагающих решение специфических педагогических задач.
  4. Управленческая компетенция, предполагающая способность руководителя выполнять свои должностные обязанности, их совокупность вполне может представлять собой профессиональную компетентность заведующего ДО.

Управление качеством образования и учебно-воспитательным процессом, несомненно, являются основой выбора родителями управленческих и отраслевых компетенций руководителя ДО. Родители воспитанников детского сада видят проблемы достижения и сохранения высокого уровня качества образования своих детей как важнейший предмет заботы заведующего ДО.

Один из способов выразить различия между высокоэффективными и менее эффективными руководителями образовательного учреждения – это вывести положительные и отрицательные показатели для каждого фактора компетентности руководителя.

Положительные показатели:

  1. Добивается от группы высокого уровня эффективности.
  2. Ясно определяет цели, планы и ожидания.
  3. Постоянно контролирует выполнение работы и предоставляет соответствующую обратную связь.
  4. Поддерживает эффективные взаимоотношения с отдельными работниками и группой в целом.
  5. Развивает в группе чувство общности цели.
  6. Создает групповой дух и эффективно мотивирует отдельных членов группы, признавая их вклад, в то же время принимает соответствующие меры, чтобы справиться с плохими сотрудниками.

Отрицательные показатели:

  1. Не добивается от группы высоких уровней эффективности.
  2. Не способен объяснить цели или нормы выполнения работы.
  3. Уделяет недостаточно внимания потребностям отдельных работников и группы в целом.
  4. Не контролирует и не предоставляет эффективную обратную связь по выполнению работы.
  5. Непоследователен в вознаграждении в случае высоких показателей труда или в принятии мер для борьбы с низкими показателями.

Таким образом, на общем уровне, «профессиональную компетентность руководителя следует рассматривать как феномен, характеризующий профессионализм кадров управления в целом, и как суперструктуру, в которую в качестве субструктур входят специальная и психологическая компетентности, в свою очередь, включающие рефлексивную, аутопсихологическую, акмеологическую, коммуникативную и когнитивную компетентности. На особенном уровне любой компонент профессиональной компетентности выступает как самостоятельный вид компетентности, характеризующий конкретную область внутренней или внешней деятельности кадров управления или специфику решения определенного класса профессиональных задач, и должен рассматриваться также как системно-структурное образование».

Субъектом управления всегда выступает человек, значит, от степени его понимания общественных запросов, от профессионально-управленческой компетентности личностных способностей зависит процесс управления и его эффективность. Управленческая компетенция, главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности субъекта управления, сфера профессионального ведения в вопросах и проблемах управления, круг решаемых управленческих задач, постоянно расширяющаяся система знаний и умений, позволяющие выполнять управленческую деятельность с высокой продуктивностью. Управленческая компетенция является интегративным свойством и включает следующие специальные виды компетентности: экономическую, нормативно-правовую, профессиональную (соответствующую специфике деятельности управляемой системы) и входящие в нее специальные виды компетентностей.

Для развития управленческой компетенции необходимо формировать потребности в усвоении новых управленческих знаний самими управленцами, таким образом, если руководителя при решении новых конкретных задач фиксируют недостаток знаний при решении наиболее важной управленческой задачи, возникает рассогласование между реальным и желаемым уровнем знаний, которое приводит к формированию потребности в усвоении новых знаний, а это значит к развитию управленческой компетентности. С одной стороны потребность в развитии знаний и личности является продуктом системы требований, а с другой − результатом стихийного процесса формирования на базе оценки успешности − неуспешности управленческой деятельности.

Как показывает наш опыт, воспитатели и педагоги ДО, среди основных компетенций руководителя выбирают такие компетенции, как эффективное управление кадрами, административной и финансово-хозяйственной деятельностью, которые, по их мнению, необходимы для эффективного руководства. Современный руководитель ДО должен ориентироваться на высокий конечный результат и быть способным к конструктивному взаимодействию с различными социальными группами населения.

Таким образом, в условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает необходимость подготовки руководителей и кадрового резерва, обладающих управленческой компетенцией. Анализ современного состояния управления организаций образования показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем. Вместе с тем происходящие в системе образования изменения показали недостаточную готовность руководителей к управленческой деятельности, в том числе в системе дошкольного образования.

 

 

Литература:

  1. Сухова О.В. Управление современной дошкольной образовательной организацией, имеющей статус автономного учреждения // Дошкольное и начальное общее образование: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований. // Сборник материалов Всероссийской заочной научно- практической конференции. Бузулук: АНО ДПО «УЦПК «Лидер», 2015. — С. 158-162.
  2. Спенсер — мл. Лайл М. и Спенсер Сайн М. Компетенции на работе. Москва: «HIPPO», 2005. — 384 с.
  3. «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения» Режим доступа: http://sdetsad.ucoz.com

А. Сексембаева,

заведующая ГККП «Ясли-сад «Сауле»,

 г. Петропавловска

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*