На новом этапе развития системы образования для решения важнейших проблем организации образования на методологическом, теоретическом и практико-прикладном уровне важнейшую роль играет ее руководитель. И в этих условиях необходимо понять, какими качествами и компетенциями должен обладать руководитель, чтобы эффективно планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс.
Эффективный руководитель современной дошкольной организации решает главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.
Современный руководитель дошкольной организации должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями, быть творческой личностью. Он должен заботиться о роли педагога в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в детском саду комфортных условий для развития и обучения ребенка, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик. То есть руководитель должен обладать рядом значимых профессиональных компетенций.
Классическое определение компетенции имеет несколько значений: круг полномочий, представленных законом, уставом или и иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области. Управленческую компетенцию будем рассматривать, как личную способность руководителя решать профессиональные задачи, а также требования к личностным, профессиональным качествам заведующего дошкольной организацией (ДО) [1]. Компетентность – это совокупность компетенций; знания и опыт, которые необходимы для эффективного руководства образовательной организацией.
В основе определения составляющих компетентности современного руководителя, по мнению Лайл М. Спенсер и Сайн М. Спенсер, находятся пять базовых качествах личности [2]:
- мотивы, то есть основные потребности, которые управляют поведением человека;
- психофизиологические особенности – склонности к определенному поведению;
- Я-концепция — установки и ценности человека;
- знания – объем знаний, которыми обладает индивид;
- навык — наличие когнитивных и поведенческих навыков.
Следовательно, под профессиональной компетенцией мы понимаем осознание руководителем своих потребностей и интересов в профессиональной деятельности, социальных ролей и мотивов, своей линии поведения, профессиональных возможностей в соответствии со своими профессиональными качествами и требованиями профессии [3].
Выделим 4 группы компетенций, характеризующих современного руководителя ДО:
- Личностная компетенция, включающая уровень личного саморазвития и отражающая личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности руководителя.
- Социальная компетенция, реализуемая в условиях профессиональной деятельности в условиях взаимодействия с коллективом.
- Отраслевая компетенция, содержащая комплекс знаний и умений, присущих именно дошкольному образованию, предполагающих решение специфических педагогических задач.
- Управленческая компетенция, предполагающая способность руководителя выполнять свои должностные обязанности, их совокупность вполне может представлять собой профессиональную компетентность заведующего ДО.
Управление качеством образования и учебно-воспитательным процессом, несомненно, являются основой выбора родителями управленческих и отраслевых компетенций руководителя ДО. Родители воспитанников детского сада видят проблемы достижения и сохранения высокого уровня качества образования своих детей как важнейший предмет заботы заведующего ДО.
Один из способов выразить различия между высокоэффективными и менее эффективными руководителями образовательного учреждения – это вывести положительные и отрицательные показатели для каждого фактора компетентности руководителя.
Положительные показатели:
- Добивается от группы высокого уровня эффективности.
- Ясно определяет цели, планы и ожидания.
- Постоянно контролирует выполнение работы и предоставляет соответствующую обратную связь.
- Поддерживает эффективные взаимоотношения с отдельными работниками и группой в целом.
- Развивает в группе чувство общности цели.
- Создает групповой дух и эффективно мотивирует отдельных членов группы, признавая их вклад, в то же время принимает соответствующие меры, чтобы справиться с плохими сотрудниками.
Отрицательные показатели:
- Не добивается от группы высоких уровней эффективности.
- Не способен объяснить цели или нормы выполнения работы.
- Уделяет недостаточно внимания потребностям отдельных работников и группы в целом.
- Не контролирует и не предоставляет эффективную обратную связь по выполнению работы.
- Непоследователен в вознаграждении в случае высоких показателей труда или в принятии мер для борьбы с низкими показателями.
Таким образом, на общем уровне, «профессиональную компетентность руководителя следует рассматривать как феномен, характеризующий профессионализм кадров управления в целом, и как суперструктуру, в которую в качестве субструктур входят специальная и психологическая компетентности, в свою очередь, включающие рефлексивную, аутопсихологическую, акмеологическую, коммуникативную и когнитивную компетентности. На особенном уровне любой компонент профессиональной компетентности выступает как самостоятельный вид компетентности, характеризующий конкретную область внутренней или внешней деятельности кадров управления или специфику решения определенного класса профессиональных задач, и должен рассматриваться также как системно-структурное образование».
Субъектом управления всегда выступает человек, значит, от степени его понимания общественных запросов, от профессионально-управленческой компетентности личностных способностей зависит процесс управления и его эффективность. Управленческая компетенция, главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности субъекта управления, сфера профессионального ведения в вопросах и проблемах управления, круг решаемых управленческих задач, постоянно расширяющаяся система знаний и умений, позволяющие выполнять управленческую деятельность с высокой продуктивностью. Управленческая компетенция является интегративным свойством и включает следующие специальные виды компетентности: экономическую, нормативно-правовую, профессиональную (соответствующую специфике деятельности управляемой системы) и входящие в нее специальные виды компетентностей.
Для развития управленческой компетенции необходимо формировать потребности в усвоении новых управленческих знаний самими управленцами, таким образом, если руководителя при решении новых конкретных задач фиксируют недостаток знаний при решении наиболее важной управленческой задачи, возникает рассогласование между реальным и желаемым уровнем знаний, которое приводит к формированию потребности в усвоении новых знаний, а это значит к развитию управленческой компетентности. С одной стороны потребность в развитии знаний и личности является продуктом системы требований, а с другой − результатом стихийного процесса формирования на базе оценки успешности − неуспешности управленческой деятельности.
Как показывает наш опыт, воспитатели и педагоги ДО, среди основных компетенций руководителя выбирают такие компетенции, как эффективное управление кадрами, административной и финансово-хозяйственной деятельностью, которые, по их мнению, необходимы для эффективного руководства. Современный руководитель ДО должен ориентироваться на высокий конечный результат и быть способным к конструктивному взаимодействию с различными социальными группами населения.
Таким образом, в условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает необходимость подготовки руководителей и кадрового резерва, обладающих управленческой компетенцией. Анализ современного состояния управления организаций образования показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем. Вместе с тем происходящие в системе образования изменения показали недостаточную готовность руководителей к управленческой деятельности, в том числе в системе дошкольного образования.
Литература:
- Сухова О.В. Управление современной дошкольной образовательной организацией, имеющей статус автономного учреждения // Дошкольное и начальное общее образование: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований. // Сборник материалов Всероссийской заочной научно- практической конференции. Бузулук: АНО ДПО «УЦПК «Лидер», 2015. — С. 158-162.
- Спенсер — мл. Лайл М. и Спенсер Сайн М. Компетенции на работе. Москва: «HIPPO», 2005. — 384 с.
- «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения» Режим доступа: http://sdetsad.ucoz.com
А. Сексембаева,
заведующая ГККП «Ясли-сад «Сауле»,
г. Петропавловска