Home » Детский сад » Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного детского сада  

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного детского сада  

В апреле 2017 года стартовал проект ОИПиЮЛ Казахстанской ассоциации дошкольных организаций «Активизация деятельности социальных служб для социально уязвимых групп населения» инклюзивного дошкольного образования, который реализуется на основе государственного гранта выделенного НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства по делам религий и гражданского общества РК. Основной целью этого проекта является разработка и апробация модели организации инклюзивного образовательного процесса на экспериментальной площадке дошкольной организации. В задачи участников проекта входит изучение опыта инклюзивного образования в дошкольных организациях Казахстана и России, разработка пакета документов нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования в РК, обеспечение преемственности между уровнями образования, создание системы ресурсных центров, обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение и воспитание, формирование готовности родителей (законных представителей) детей с особыми образовательными потребностями к сотрудничеству с дошкольной организацией, разработка методических рекомендаций к организации деятельности инклюзивных дошкольных организаций.

Оказание коррекционной помощи детям с проблемами в развитии предполагает определение качественного своеобразия развития каждого ребенка, а также возможностей для формирования соответствующих психических и физических качеств. Установить, насколько развиты в ребенке те или иные качества, выявить какие-либо отклонения и соответственно, обеспечить ему необходимую помощь, может психолого-педагогическое обследование детей.

Диагностика занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка.

На сегодняшний день специалисты, работающие в сфере специального образования, обладают достаточным багажом знаний для того, чтобы уже с раннего возраста проводить соответствующую диагностику развития ребенка. Различные методики дают возможность установить и степень развития ребенка, и определить его способности к обучению и познанию, степень дисциплинированности и развитости, умственного и психического развития, степень готовности к общению и обучению в коллективе. Однако, как показывает практика, задачи коррекционной работы могут быть решены только на основе комплексной психолого-педагогической диагностики, которая позволит определить прогноз психического развития ребенка, оценить его потенциальные возможности и зону ближайшего развития.

Оценка состояния детей, поступающих в детский сад, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются когнитивные, двигательные, речевые, коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка индивидуально – развивающих программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики их психофизического состояния.

В процессе работы мы столкнулись с необходимостью разработки некого шаблона Протокола для детей от 0 до 18 лет с разным психофизическим состоянием. Протокол является основой для описания статуса психофизического развития ребенка на командной оценке, а также основой для разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Методологической основой разработки процедуры и содержания Протокола обследования являются основополагающие подходы, описанные в трудах Выготского Л. С., Гальперина П. Я., Стребелевой Е. М. Запорожца А .В., Сулейменовой Р. А., Жалмухамедовой А. К., Мукажбаевой М. Б., Гаук Л. Н., Данильченко Е. А. Исабековой А.А. и др. Данные подходы являются проявлением качественного подхода к проблеме развития ребенка, в основе которого лежит положение о том, что психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека и являются обязательными при изучении детей с различными отклонениями в развитии.

Специалистами изучалась психолого-педагогическая литература по вопросам диагностики уровня развития детей, инструктивно-методические документы, проведен теоретический анализ и обобщение по данной проблеме.

Изучались и анализировались структура и содержание первичных командных оценок, коррекционно – педагогический процесс в целом.

Задача психолого-педагогического обследования ребенка — получить возможно более полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации для специалистов и родителей для подготовки детей к обучению и выбора оптимальных форм этого.

Процедура психолого-педагогического обследования детей должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития. Содержание обследования должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей, согласно возрасту. Обязательным требованием к содержанию обследования является обеспечение единства диагностики и развития (коррекции). Эти и другие требования были положены в основу при разработке Протоколов обследования.

Психолого-педагогическое обследование проводится на командных оценках при поступлении ребенка в присутствии родителей. В команду специалистов входят психолог, педагоги-дефектологи, логопеды, инструктор по физической культуре, воспитатели, владеющие:

— технологиями проведения диагностического обследования;

— процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;

— процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;

— процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;

— процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков;

— методами интерпретации данных обследования;

— методами составления заключения по результатам обследования;

— методами разработки индивидуальных программ коррекции и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.

Обследование проводиться с согласия родителей. Родители могут присутствовать при обследовании. Проведение обследования не должно нарушать нормативные правовые акты, правовые и этические нормы.

Протоколы включают в себя комплекс апробированных валидных методик для каждого возрастного периода. Командой специалистов Реабилитационного центра были разработаны:

Протокол А – для детей от 0 до 1 года.

Протокол Б – для детей 1-2 лет.

Протокол В — для детей 2-3 лет.

Протокол Г – для детей 3-4 лет.

Протокол Д – для детей 4-5 лет.

Протокол Е – для детей от 6 до 7 лет.

Протокол Ж — для обследования детей с аутизмом (в основу был взят протокол Агафоновой Е.Л., Григорян О.О., ЦПМС, г.Москва).

Протокол для обследования представляет собой документ, где фиксируется паспортные данные ребенка, дата обследования и диагноз ПМПК. Сам Протокол содержит 4 графы: цель по обследованию ребенка в ходе командной оценки; содержание заданий; пометки о результатах выполнения с примечанием; достижение цели после коррекционного курса.

В Протоколе мы выделили следующие основные цели:

-исследование коммуникативной сферы, определение уровня общения;

-исследование эмоциональной сферы;

-оценка детско-родительских отношений;

-исследование уровня сформированности навыков самообслуживания;

-исследование речи и навыков общения;

-исследование познавательной деятельности;

-исследование крупной моторики;

-исследование мелкой моторики.

Содержание Протокола включает в себя, как варианты для описания психологического статуса ребенка с ограниченными возможностями, так и методики для педагогического обследования. Все наблюдения и поведенческие реакции ребенка отмечаются в Протоколе напротив соответствующих параметров, специфические реакции ребенка вносятся в графу «Примечания».  В зависимости от демонстрируемых возможностей ребенка в ходе взаимодействия с ним строится его дальнейшее изучение в соответствии с обозначенными в Протоколе целями.

При заполнении Протокола важен не только конечный результат выполнения задания, но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо отмечать в Протоколах обследования особенности деятельности, эмоциональное и психофизическое состояние ребенка, его затруднения и оказанную ему помощь. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем «зоны ближайшего развития», т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся в совместной работе со взрослым. Эти пометки вносятся в графу «Примечания».

Конечно, содержание оценки, состав команды, структура игрового процесса, заданные вопросы варьируются в зависимости от состояния ребенка. Игрушки и материалы подбираются так, чтобы вовлечь ребенка в игру.

Выполнив необходимый набор проб и игровых моментов, команда заполняет Протокол с изложением фактов, увиденных на командной оценке. Задания, предъявляемые ребенку и результаты их выполнения, фиксируются в соответствующих графах. Члены команды и родители подтверждают подписями объективность записей в Протоколе.

Мониторинг результатов работы показал эффективность использования Протокола обследования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии; подтвердил достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что использование Протоколов, составленных на основе возрастных норм развития, позволит не только проводить качественную функциональную диагностику детей с ограниченными возможностями, но станет основой для разработки стратегии эффективной направленной коррекции выявленных нарушений, сократит время обследования, повысит эффективность и экономичность командной оценки.

Протоколы были внедрены в практику Реабилитационного центра «Солнечный мир» и инклюзивного детского сада и успешно используются на командных оценках.

 

Букабаева Ж. М.,

руководитель проекта,

г. Астана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*