Область: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Раздел: «ФЭМП».
Цель: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи: Закреплять счет от 1 до 10; умение соотносить предметы с цифрой;
закреплять знания о геометрических фигурах, названия дней недели и их
последовательность. Развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, взаимо-
выручку.
Предметно-развивающая среда: интерактивная доска, презентация, набор картинок с цифрами на каждого ребенка, карточки с изображением бананов и кокосов;
набор геометрических фигур.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под музыку дети заходят в группу, встают в круг.
— Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся и подарим им наше хорошее настроение (воздушный поцелуй).
Круг радости.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
— Ребята, а вы слышите, что кто-то к нам идет? Я вот слышу чьи-то шаги. Давайте посмотрим, кто к нам идет.
В группу заходят два героя пирата.
ФЛИНТ: О Джек, ты так вырос! Только вот, что-то ты совсем не по пиратски одет, что это за внешний вид? Разве так должен выглядеть настоящий пират. Где твое оружие? Мы же пираты! Мы же разбойники!
ДЖЕК : Дядя Флинт. Ни к чему мне оружие. Да и вообще, мы пираты – не только разбойничать можем, мы можем открывать новые земли, путешествовать, знакомиться с новыми людьми, наслаждаться морем —
Пираты — они же искатели счастья!
ФЛИНТ – Тоже мне искатели счастья! Счастье будет, когда я сундук с
Сокровищами найду!
ДЖЕК : какими сокровищами ?
ФЛИНТ: А теми, которые я когда-то спрятал на острове Черепах. Что?
Интересно? А ты говоришь счастье, вот оно счастье (достает карту) сокровища….
ДЖЕК: Это же настоящее приключение может получиться! Море – чайки – новые открытия!
ФЛИНТ: Но чтобы туда добраться, нужно испытание пройти.
ДЖЕК: Мы справимся. Мы же с тобой команда!
ФЛИНТ: Правильно. Команда нужна! Чтобы отправиться за сокровищами нужны помощники.
ДЖЕК: Меня сегодня как раз ребята в гости пригласили.
ФЛИНТ: А где эти ребята. Вот эти что ли? (Подходит к детям, показывает
карту и приглашает детей отправиться вместе с ними на поиски клада).
И так ребята, отправляемся в путешествие!
— Ребята, я вижу остров. Кто же здесь живет
-Обезьянки.
— Да, этот остров так и называется «ОСТРОВ ОБЕЗЬЯН». Ребят, но посмотрите, наши обезьянки спорят, они никак не могут посчитать бананы, которые они сорвали и им нужна помощь. Поможем?
Дети: да. (выкладывают числовой ряд от1 до 10).
А теперь следующее задание.
«НАЗОВИ СОСЕДЕЙ ЧИСЛА»
«НАЗОВИ ЧИСЛО, КОТОРОЕ СТОИТ ПЕРЕД ЧИСЛОМ?»
Теперь назови число, которое стоит перед числом « 5»
Теперь назови число, которое стоит после числа «7»
Правильно. Молодцы!.
Слышите, наши обезьянки опять ссорятся. Что же случилось у них? Давайте посмотрим. Что же мы видим. Давайте посчитаем сколько бананов у первой обезьянки и сколько бананов у второй обезьянки. (воспитатель водит указкой, а дети с места отвечают).
Отабек, сколько бананов у первой обезьянки?
— 5 бананов.
Еркежан, сколько бананов у второй обезьянки?
На сколько у первой обезьянки бананов больше?
— на один.
Аделя, на сколько у второй обезьянки бананов меньше?
— на один..
— А что нужно сделать, чтобы обезьянки помирились?
Таир — нам нужно сделать так, чтобы количество бананов стало поровну. Ребята, а как сделать, чтобы было поровну?
— Нужно у 1 обезьянки убрать один банан или второй обезьянке дать один банан.
Молодцы ребята. Обезьянок мы помирили и отправляемся дальше в путешествие.
Сели красиво, спинки выпрямили.
Ребята, что я вижу? Вижу ОСТРОВ РУСАЛОК.
Посмотрите на эту маленькую русалочку, она очень расстроена. Злая колдунья заколдовала ее подружек. А чтобы их расколдовать, нужно решить примеры. Поможем русалочкам ребята?
Дети: поможем.
Воспитатель: у вас на столах лежат листы, где нарисованы русалки с примерами, найдите такие листы и положите перед собой. Все нашли?
А сейчас возьмите простой карандаш, чтобы написать ответы. А теперь поможем русалочкам решить примеры. (Дети решают примеры).
Ну что ребята примеры мы решили, русалочкам помогли, а сейчас я приглашаю немного отдохнуть. Выполним физминутку. Предлагаю всем покинуть свои места и выйти на палубу корабля.
ФИЗМИНУТКА
(Чунга-Чанга)
Ребята что-то наш корабль совсем сбавил ход. Нет попутного ветра. Давайте подуем на паруса.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Ребята, я вижу остров. Давайте подплывем поближе. Это же
ОСТРОВ НЕВЕЗЕНИЯ. На нем живут туземцы. Ребята, туземцы не знают ни времен года, ни названия месяцев, ни дни недели. Давайте поможем бедным туземцам и научим их.
- Скажите, сколько всего времен года? (повтор 2-3 раза)
- Назовите мне времена года. (повтор 2-3 раза)
- Какое сейчас время года? (повтор 2-3 раза)
- Назовите весенние месяцы.
- Какой месяц сейчас?
- Сколько дней в неделе?
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
10.Назовите первый день недели.
11.Назовите четвертый день недели.
12.Назовите второй день недели.
13.Назовите пятый день недели.
Ребята, а вы знаете, что туземцы любят кокосы, бананы и ананасы.
— Давайте поможем туземцам посадить кокосы и бананы.
У вас на столах лежат листы с изображением острова с пальмой.
Найдите такие же листы и положите перед собой. А на тарелочках лежат карточки с изображением бананов, кокосов, ананасов, которые мы посадим на этом острове. И так, внимательно слушаем меня и выполняем задание. А к доске пойдет выполнять задание………………………………..
РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ
(Ориентировка на листе бумаги).
Правильно.(шум аплодисментов)
Это туземцы нам аплодируют, за то, что мы им помогли. А нам с вами пора плыть дальше.
Но смотрите, кто-то за нами плывет.
— Кто это ребята?
— Акула.
— А чем питается акула?
-Рыбками?
-Но это необыкновенная акула, она питается не живыми рыбками,
А рыбками из геометрических фигур. Давайте накормим акулу нашими рыбками.
Составление рыбок из геометрических фигур.
У вас у каждого на столах есть картинки с изображением поря. Найдите и положите перед собой. В тарелочках у вас лежат геометрические фигуры, из которых вы будете выкладывать рыбок. Все ребята выкладывают на листочках, а к доске пойдет Василиса.
— Все выложили у себя рыбок? (посмотреть)
— Из каких геометрических фигур составили рыбок?.
Вот и накормили акулу, кажется она за нами не гонится. А мы с вами плывем дальше.Впереди вижу необитаемый остров. Там живет Робинзон Крузо. Просит помочь ему разгадать логические задачки.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ.
— У круга есть угол?
— Снег идет летом?
-Сколько орешков в пустом стакане?
— У кошки 2 лапки?
-НА груше выросло 5 яблок, а на елке только 2. Сколько всего яблок выросло?
(Опрос 2-3 ребенка. А ты как думаешь?
— Молодцы ребята, логические задачки Робинзона Крузо мы решили и он вами доволен.
Плывем дальше.
— Вот мы и приплыли на ОСТРОВ ЧЕРЕПАХ. Нас встречает черепаха и дарит нам сундучок с СОКРОВИЩАМИ.
ФЛИНТ: наконец нашелся мой сундучок.
Спасибо вам ребята за то, что вы мне помогли найти сокровища.
Воспитатель: ребята , а давайте посмотрим, что там находиться, выходите в круг.
ФЛИНТ: А за то что вы мне помогли, я вас хочу угостить сладкими золотыми монетами.
Воспитатель: Давайте скажем пиратам спасибо.
Ну что ж ребята, наше с вами путешествие подошло к концу, и я предлагаю вам всем покинуть палубу корабля.
Дети выходят друг за другом под музыку.
Бахарева Ирина Александровна,
воспитатель второй категории,
Государственное коммунальное
казенное предприятие «Детский сад №8
«Специальный логопедический»
отдел образования акимата
города Тараз, Жамбылской области