«Каков ребенок в игре, таков во многом
он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре.
И вся история отдельного человека
как деятеля и работника может быть
представлена в развитии игры и
постепенном переходе ее в работу…»
А.С.Макаренко
С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи.
А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Я считаю, что немаловажное значение для развития речи детей – это окружающая обстановка в группе и конечно, дома. Также много значит правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.
Подобрала разные виды игр: настольно – печатные игры, игры – путешествия «Кто живет в лесу?», провела открытое занятие по развитию речи «Экскурсия в зоопарк», игры поручения «Найди предметы красного цвета», игры предположения «Зачем нужны игрушки?», игры – загадки «Овощи в загадках», игры – беседы «Я начну, а вы продолжите», «Расскажи про весну», использовала разные дидактические пособия.
Опыт работы показывает, что именно дидактические игры в большей степени способствуют развитию речевой деятельности детей, обогащению словарного запаса детей, воспитание звуковой культуры речи.
Для моей работы в области развития речи хорошим помощником стал журнал «Дошкольное образование», «Семья и детский сад», «Білімдегі Жаңалықтар», на его страницах педагоги делятся своим опытом и своими наработками по развитию речи детей через дидактические игры.
В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей. Эти изменения показывают диагностические показатели, представленные в таблице.
В результате моей работы по данной теме у детей:
- Повысился уровень речевой деятельности детей.
- Обогатился и расширился словарный запас детей.
- Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.
- Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.
- В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.
- У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.
- Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище, дети научились сравнивать, объединять предметы по признакам.
Таким образом, работа по развитию речи с использованием дидактических игр, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания дошкольника об окружающем мире.
Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т.е. дети часто просят поиграть в понравившуюся им игру, и мне виден результат моей работы.
Муржикпаева Жанна Джумабаевна
Астана қаласы әкімдігі
№50 «Жұлдыз» балабақшасы
мемлекеттік коммуналдық
қазыналық кәсіпорны
Отличная работа!Жанна Джумабаевна учитель от Бога!
Өте жаксы сабақ
профессиональный доклад