Home » Учебно-методические материалы » Развитие двигательной активности дошкольников на музыкальных занятиях

Развитие двигательной активности дошкольников на музыкальных занятиях

 

 Во многих странах Европы в начале ХХ века  большое распространение получает система ритмического воспитания. Ее создателем был музыкант педагог, дирижёр известный швейцарский композитор и основатель Института музыки и ритма Эмил Жак-Далькроз.

При помощи сочетания ритма, музыки и движений Жак-Далькроз, используя  специально подобранные упражнения, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

Методику музыкально-ритмического воспитания  Э. Жак-Далькроза с лечебно-педагогическими целями  стали применять как у нас, так и за рубежом…

Утренняя гимнастика тоже неразрывно связана с музыкой. Начальная ходьба, разминочные упражнения, основные упражнения и заключительная ходьба почти всегда сопровождаются задорной маршевой музыкой. Музыкальное сопровождение во время гимнастических упражнений помогает выдерживать ритм, не допускает снижения темпа, способствует выработке четких, ритмичных движений.

Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении (у телевизора, играя в тихие игры за столом, увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Движение — главное условие нормального роста и развития организма.

Потребность в движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры, выступая в качестве её операционального состава. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка и наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.

Большую роль  по совершенствованию двигательной активности детей на музыкальных занятиях принадлежит  музыкально — ритмическим  движениям, хороводам.  Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы, препятствующие образованию плоскостопия, движения приобретают ловкость и законченность.

В условиях интересной, увлекательной деятельности – ритмики – совершается музыкально-эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой, эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Изображая, например, в танце конькобежцев, дети получают правильное представление о спокойном и плавном скольжении по льду. Выполняя движение под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Музыкально-ритмические движение можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества. Игры, танцы, композиции требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое.

-значительное число упражнений помогает воспитывать у детей умение ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в группе, не мешая друг другу, или выполнять различные перестроения в играх и плясках, отражая в них характер и форму музыкального произведения;

В ритмике используются  этюды – более сложные и законченные музыкально-двигательные композиции с различным эмоциональным содержанием, различной тематикой; исполняя их, дети пользуются приобретенными умениями и навыками. Многие упражнения направлены на решение нескольких задач: одни помогают улучшить движения каждого ребенка , другие сначала служат для совершенствования того или иного вида движения, а затем усложняются пространственным заданием всей группы. Многие упражнения носят игровой момент – соревнования подгрупп, другие учат детей общаться между собой во время движения.Разнообразные методические приемы, применяемые при ознакомлении детей с упражнениями и во время его разучивания, должны соответствовать общим требованиям музыкально-двигательного воспитания – углублять музыкальное восприятия детей, содержательность и эмоциональность их движения, развивать у детей самостоятельность и творческую активность. Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитиями  и движениями формирований. Непринужденность, преобретаемая  детьми  при  выполнений  ритмических движений, положительно влияет и на двигательные  свойства речевых органов.

На музыкальных занятиях используются в подвижные игры упражнения с хлопками и пением, упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции, мимических движений. Например: улыбнуться, растянуть губы, удивиться, поднять брови, прищурить глаза, надуть щеки и др.

Цель  этих упражнений — способствовать нормализации, для челюсти  периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности с одновременным развитием тонкой моторики, а также упражнения на развитие силы и высоты голоса. В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый  на выдохе. Сначала детей  учим выполнять упражнения и длительно произносить гласные звуки, затем согласные а после слова и фразы, поговорки и пословицы со сменой ударения и темпа речи. Речь ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие  рифмы  положительно влияет на слуховое восприятие.

Для развития чувства ритма используется   практический метод связанный  с многократным  повторением трудных мест или всего произведения в целом. При  использований методов и  приемов  учитывается уровень развития детей,  и  их психические и возрастные особенности, а так же объем навыков по всем видам деятельности, которым они овладели  на данный момент. Занятия  каждой группы отличаются вариантностью. Особое внимание уделяется  чувству ритма с помощью  пластики, звучащих жестов, речевых игр. Музыкальный  руководитель учит понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают детям точнее выполнить двигательные задачи.   Целью ритмической разминки являются  ходьба и маршировка точного сочетания движения с началом и концом музыки.

На музыкальных занятиях с детьми необходимо применять оздоравливающее элементы во время упражнений, танцев, игр. В начале и конце занятий использовать элементы, позволяющие настроить ребёнка на нужный лад (взбодрить или успокоить). Систематизировать проведение физкультминуток на занятии во время малоподвижных видов деятельности — пение, слушание музыки.

Овладевая общеразвивающими упражнениями и разнообразными танцевальными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, а это очень важно для оздоровления детей.  

Особенно хочется отметить применение таких видов оздоровления, как:

логоритмика — это метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой

пальчиковая гимнастика — развитие мелкой моторики

психогимнастика — этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как её познавательной, так и эмоционально-личностной. К психогимнастике можно отнести мимические упражнения, релаксацию, коммуникативные игры и танцы, этюды на развитие выразительности движений, инсценировки, музыкотерапию.

дыхательная гимнастика  дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма. Пение песен различного характера в сочетании с физическими упражнениями врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики.

В музыкальные занятия  также включаются упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Эти упражнения позволяют овладеть детям своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержании задании входит усвоение понятий «сильно», «слабо», как понятий относительно большой или меньшей силы мускульного напряжения. Например, ребята выполняют мягкие движения флажками  внизу на тихое  звучание и более сильные взмахи ими  над головой — на громкое звучание; на громкое звучание дети идут на всей ступни, на тихое – на носках. Немаловажное значение на музыкальных занятиях играют упражнения и игры на внимание. Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Воспитанию внимания способствуют тонкие  сигналы, слова, жесты, музыка. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, характер и сила звука позволяет регулировать смену движений, привлекать вниманию детей к изменяющейся музыке, а значит и движению. В занятия включаются упражнения без музыкального сопровождения. При этом сначала разучивается речевой текст, затем движения.

Музыкальные занятия включаются также упражнения  для развития чувства музыкального темпа и ритма. Темп-это скорость  музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях хлопках, на ударах в барабан и т.д. затем включаются движения  на месте, бег. Материал  подбирается так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. На занятии вначале берутся две темповые  скорости: нормальная ходьба  и  бег. Далее переходим к постепенному ускорению и замедлению темпа. Нормализация темпа помогает восстановить правильный речевой темп. Чувство развитого ритма имеет большое значение в онтогенезе речи. Ребенок, начиная говорить, прежде  всего  усваивает ритмической контур слова, понимая его смысл, но не умея еще его правильно произнести. В результате использование разнообразных методических приемов   на музыкальных занятиях к концу обучении у детей прослеживается положительная динамика в движениях, танцах и речевого развития, а у некоторых детей речь полностью нормализуется.

 

 

    Ержанова Шаргуль Мырзахметовна, музыкальный руководитель,

 Санаторный я/с №28 «Жулдыз»

                          Управление образование

                                                             города Астаны,

                                                         Образование: высшее

                                                          Высшая категория

                                                                                          Стаж работы: 28 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*