Home » Учебно-методические материалы » Развитие критического мышления через образовательные технологии

Развитие критического мышления через образовательные технологии

        Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его  жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего — умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Среди многих  меня очень заинтересовала «Технология  развития критического мышления» (ТРКМ). Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):

I фаза  (5 минут)

Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза (30 минут)

Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза (10 минут )

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

  1. I. Фаза вызова.

Задачи этой фазы:

1)  Постановка целей урока.

2) Активизация познавательной деятельности учащихся.

Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

В процессе реализации фазы вызова:

Учащиеся:

-могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы;

-фиксируют высказывания на доске или листах;

-работают индивидуально и в малых группах.

Учитель:

-стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;

-способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников;

-просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.

В случае успешной реализации фазы вызова в классе  возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

  1. II. Фаза осмысления содержания. (Cмысловая стадия)

Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения учителем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. При практически исключается  возможность её осмысления. Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом.  Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.

На фазе осмысления содержания:

Учащиеся: 

-осуществляют контакт с новой информацией;

-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

-акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

-обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

-стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

-готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель:

-может быть непосредственным источником новой информации;

-если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;

-для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

III. Фаза рефлексии.

Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она  становится основной целью деятельности учащихся и учителя.

На фазе рефлексии:

Учащиеся: 

-осознают своё «я», свой опыт  собственных действий и действий других учащихся и учителя;

-получают  рождение нового знания, становление опыта, развитие личности.

целостное осмысление, обобщение полученной информации;

-формируют собственное отношение к изучаемому материалу.

Учитель:

-осознаёт собственные действия и  действия учеников;

-получает  новый  педагогический опыт, развитие мастерства;

-видит эффективность педагогического процесса.

В ходе изучения  и применения методов и приёмов ТРКМ  на уроках в начальной школе мною были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока.

  1. I. Стадия вызова

«Кластер»

«Загадка»

«Мозговой штурм»

«Отсроченная догадка»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

«Театрализация»

«Да – нетка»

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»

«Дискуссия»

«Перепутанные логические цепочки»

«Проблемный вопрос»

«Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

«Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описании.

«Мозговой штурм».  Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

«Отсроченная догадка». Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. в конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

«Театрализация». Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока.

«Да – нетка». Учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест». Очень похож на предыдущий приём. Дети должны дать очень краткий ответ.

«Дискуссия». Это обсуждение вопроса по заданной теме.

Правила ведения дискуссии:

1.Выдвигать идеи, слушать внимательно,

  1. Не повторяться.
  2. Каждое следующее высказывание:

а) либо продолжает предыдущее;

б) либо противоречит предыдущему (опора на текст).
Учащиеся сами оценивают свое участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю свое участие в дискуссии?» в 5-балльной системе,
Они отвечают на вопросы:

1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии?     1 2 3 4 5

2) Внимательно ли я слушал?    1 2 3 4 5

3) Выдавал ли я интересные идеи?   1 2 3 4 5

«Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

  1. II. Стадия осмысления

«Зигзаг»

«Инсерт или «Чтение с пометами»

«Дерево предсказаний»

«Круги по воде»

«Чтение с остановками»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Метод «Думательных шляп»

«Кластер»

«Двухчастный дневник»

«Бортовой журнал»

«Зигзаг». Организуется  работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель- систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) — 5 человек. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы — группы экспертов.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

«Инсерт» или «Чтение с пометами» (авторы Воган и Эстес). При изучении информации, связанной с новыми  идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).

Маркировочная таблица

» V «» + « » — « » ? «» ! «

Для её заполнения  вначале учитель попросит учащихся во время чтения  делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками

является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

« Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» ( количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Круги по воде». Опорное  слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

«Чтение с остановками». Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.

 «Кластеры» В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

«Двухчастный дневник». В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.

«Бортовой журнал». Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?        

Что нового я узнал из текста?

III. Стадия рефлексии

«Синквейн»

«Письмо к учителю»

«Пятиминутное эссе»

 «Cинквейн» в переводе с французского — стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Правила написания синквэйна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвертая строка — предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
  5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Каждому участнику  учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквэйн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквэйнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.

«Письмо к учителю» Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).

Памятка написания письма.

  1. Я прочитал(а) рассказ
  2. Больше всего запомнилось
  3. Понравилось
  4. Не понравилось
  5. Мое эмоциональное состояние
  6. Этот рассказ учит меня

«Пятиминутное эссе»  помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:

1) написать, что нового узнали по данной теме;

2) задать вопрос, на который они не получили ответа.

Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.

Домашнее задание

«Загадка»       «Кластер»      «Инсерт или «Чтение с пометами»    «Круги по воде»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Применение данных приемов на разных уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.

Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:

– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;

– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;

– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

– заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.

Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:

-рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);

-прагматичность (умение применять полученные знания на практике);

— готовность к планированию;

-гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);

-готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.

Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановкой и др.)  позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, познания мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.

 

Список литературы

  1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. — 134 с.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. — 284с.
  3. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. — СПб., 2003. — 192 с.
  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. — с. 66 — 72
  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. — 175

Калкенова Мария Кудайбергеновна,

учитель начальных классов СШГ №9,

г. Актобе

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*