Home » статьи » РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Каждый из нас прекрасно понимает, что мир и наша жизнь постоянно меняется с течением времени и просто невозможно жить без перемен. Следовательно, если перемены неизбежны, нужно просто научиться принимать их правильно.

За последние 20 лет наша страна пережила глобальные политические и экономические перемены, которые коснулись всех нас в целом и каждого в отдельности.

Мир постоянно развивается, наша жизнь становится стремительнее и быстрее из дня в день. И нам просто необходимо приспособится и научиться жить в таком темпе.

Все эти перемены затронули каждую сферу нашей жизни, не исключая и образование. Можно даже сказать, что именно образование наиболее остро ощутило на себе все эти перемены. Ведь за последние годы в образовании произошли значительные перемены: переход на 12 -летнее образование, открылись классы предшкольной подготовки, поменялся формат выпускных экзаменов, появились новые учебные предметы и это далеко еще не все перемены.

Конечно, в полнее логично то, что система образования претерпела некоторые изменения, ведь именно учителям необходимо подготовить будущие поколения к жизни в современном мире.

В современном динамично развивающемся мире, нужно не только иметь определенный багаж знаний, но и уметь правильно и быстро уметь применить данные знания в различных жизненных ситуациях. Поэтому, на сегодняшний день остро стоит вопрос о развитии функциональной грамотности у учащихся, с целью формирования функционально грамотной личности.

Для начала нужно разобраться и понять, что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность — это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. [2]

Следовательно, функциональная грамотность- это умение человека применять имеющиеся знания в различных сферах человеческой жизни.

Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире. [1]

Какова же роль учителя в развитие функциональной грамотности школьников? Неоспоримо, она велика и очень значима. Ведь именно мы — учителя, должны научить детей ориентироваться и жить в современном мире. В первую очередь, мы должны пересмотреть взгляды на манеру и методику преподавания нами нашего предмета. Ведь теперь мы должны передать нашим ученикам не только знания по тому или иному предмету, но и научить их с пользой использовать данные знания в различных сферах, научить переносить данные знания в жизненные ситуации и правильно применять их. Таким образом, приобретенные в школе знания должны стать «ключом», открывающим дверь в реальную жизнь и помогающим там жить, а не просто багажом «лежащим на полке». Таким образом, все то, что мы передаем детям на уроке, так или иначе должно быть связано с жизнью и наша задача — научить самих ребят находить такую связь.

Еще один очень важный фактор, на который следует обратить внимание — это умение жить в социуме, общаться и взаимодействовать с другими людьми. Ведь человеку каждый день приходится общаться с другими людьми и зачастую, чем лучше у человека, получается, наладить контакт, тем больше у него шансов устроиться в жизни. А значит и нам необходимо на уроках и во внеурочной деятельности предусматривать такие занятия и задания, которые будут предусматривать в себе взаимодействие с другими, общее выполнение работы, умение работать в команде. Нам нужно как можно чаще объединять учащихся в различные группы и команды, при этом группы должны постоянно меняться, чтобы дети учились контактировать как можно с большим количеством людей.

И еще немало важный факт, который нужно не упустить из внимания — это также развитие в детях и общечеловеческих качеств и ценностей таких как: толерантное отношение к другим людям и взглядам, чувства любви, сопереживания, патриотизма. А значит, в нашей работе мы не должны забывать обращать внимание на воспитывающий аспект обучения.

Внося все эти изменения в свою практику, мы сможем сформировать функционально грамотную личность, но начать, конечно, необходимо с себя и перестроить свой собственный, сложившийся годами стиль преподавания. Еще следует учесть и то, что этот процесс займет не один год, и мы не сразу получим желаемый, идеальный результат. А значит, нам необходимо запастись терпением и постепенно идти к цели. И еще один немало важный фактор, который нужно учесть — это то, что все учителя школы и даже школ должны идти к этой цели вместе, разработав стратегии и планы, делясь опытом, удачами и неудачами, ведь как гласит известная пословица — один в поле не воин.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ)

  1. http://www.primeminister.kz/page/natsionalnyj-plan-dejstvij-po-razvitiju- funktsionalnoj -gramotnosti-shkolnikov-na-2012-2016-gody
  1. http://sabak.ucoz.org/news/formLrovanie_funkcionalnoj_gramotnosti/2015- 01-06-388

 

Сидоренко Е.И., Новик Г.В.

учителя КГУ СОШ №81 г. Караганда

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*