Home » Учебно-методические материалы » Функциональная грамотность  — УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ

Функциональная грамотность  — УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ

Обучение учащихся процессу самостоятельного добывания знаний, умению анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию для максимальной самореализации и адаптации в обществе требует от сегодняшнего учителя осмысления того, как лучше и эффективнее донести учащимся содержание предмета, провести оценку знаний. Он должен эффективно владеть методиками и технологиями, которые способствовали бы вовлечению ребенка в процесс самообучения, саморазвития, самореализации. Постановка ученика в центр школьной образовательной системы потребовала переосмысления отношений между учителем и учеником в процессе обучения и воспитания, подвигла к работе над проблемой трансформации традиционных методов обучения в новаторском и передовом педагогическом опыте на основе конструктивистской теории обучения. Сторонники ее требуют, чтобы «учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников».[1] В таком случае ученикам предоставляется «возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание». А это возможно лишь через создание в классе совместной среды, способствующей мотивации к обучению, созданию комфортных условий для получения знаний из всех источников: учебного материала, от учителя, друг у друга.

Совместное обучение — это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и учителем. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. [1] Как писал В.А. Сухомлинский в своем труде «Разговор с учителем школы»: «Обучение — это прежде всего взаимоотношения между людьми, обмен духовными ценностями, взаимная отдача сердечной доброты, сострадательности». [2] Только в такой среде учитель становится партнером ученика, призванным сформировать навыки обучения тому, как обучаться, сможет активно вовлекать учащихся в обучение, сделает обучение более актуальным, приятным и мотивирующим. Вследствие этого формируется функционально грамотная личность ученика: независимая, с развитым критическим мышлением, компетентная в различных областях. Такую личность нельзя воспитывать в авторитарных условиях, поэтому очень важно создавать на уроках атмосферу открытости, сотрудничества и психологического комфорта. А для этого учителю необходимо не просто иметь общее представление об учениках, но еще и знать их психологические особенности, чем живут и интересуются его ученики, что может повысить мотивацию обучения, помнить о следующих составляющих атмосферы их эмоционального комфорта:

  • Эмоциональное состояние ученика зависит от выработки единой системы требований, отсутствия стрессовых ситуаций.
  • Ситуация на уроке более комфортная, когда ученик может свободно выражать свои мысли, не боится быть не услышанным, а значит и быть непонятым.
  • Ученик чувствует себя защищенным, а значит комфортно, воспринимая себя членом коллектива, ощущая постоянную поддержку со стороны одноклассников.
  • Ученику спокойно, а значит комфортно, если имеет право на ошибку, когда ошибка воспринимается как показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики.
  • Ученик испытывает удовлетворение от оценки, если при оценивании учитываются вложенные им усилия, что не дает ему привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними.
  • Ученику комфортно, так как постоянно вовлечен в процесс познания, а значит не чувствует себя отстраненным.
  • Ученик ощущает поддержку со стороны учителя, что позволяет полностью погрузиться в творческий процесс познания.

Исходя из мысли Л. Выготского о том, что общение является главным инструментом обучения, все эти условия возможно обеспечить через вовлечение учащихся в активную творческую деятельность в группе, так как именно групповой способ обучения наиболее соответствует содержанию обучения детей с учётом развития их особенностей и возможностей. В ходе групповой работы формируется позитивный микроклимат в коллективе, адекватная самооценка личности, идет освоение нравственного опыта поведения, формируются положительные мотивы учения. Чисто индивидуальная работа по схеме учитель — ученик лишает учебный процесс важнейшего звена — межличностного общения и межличностного взаимодействия. Знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. Методически правильно организованная работа в группах предоставляет всем участникам возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного в слушания, выработка общего решения, разрешения противоречий). В условии применения данного способа обучения каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, у него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется самооценка личности, своих возможностей, достоинств и ограничений. При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.

Работая в группе, ученики думают вместе над общей проблемой, создают совместное ее понимание. Они обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают, анализируют свои идеи и идеи других учеников, размышляют. Важен развивающийся потенциал такой работы, при которой ученик становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности — группы сотрудничающих между собой школьников. В этих условиях ученик эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии — индивидуального субъекта учебной деятельности. Защищая свои проекты, они активно комментируют, размышляют, задают вопросы, озвучивают решения проблем, аргументированно высказывают доводы. Каждый ученик может выступить по итогам собственной деятельности в группе, сделать свои заключения. Аналитические вопросы, задаваемые им в ходе выступлений, будут способствовать развитию их критического мышления.

Анализ соответствующей литературы позволил определить ряд специфических принципов, на которые целесообразно опираться для поддержания совместной среды при организации работы в группах:

  • Принцип добровольного участия. Учитель должен создать условия, при которых ученики сами стремятся активно выполнять упражнения, задания.
  • Принцип активности. Нужно стремиться разнообразить деятельность в группе: слушание, диалог, взаимообучение и т.д.
  • Принцип исследовательской (творческой) деятельности. Нужно стремиться создать особую (креативную) среду, чтобы настроить учеников на выработку идей, фактов, закономерностей.
  • Принцип объективности (осознания) поведения. Этого можно достигнуть, обеспечивая обратную связь, индивидуальную и коллективную рефлексию.
  • Принцип субъект-субъектного взаимодействия. Ученики должны уметь видеть и слышать другого человека, учитывать их интересы, чувства, эмоции, переживания.
  • Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. Важно обеспечить общий позитивный фон взаимодействия, совместное переживание успеха и неудач.
  • Принцип образной фиксации. Обязательно отражать содержание задания в рисунках, схемах, символах. Это поможет учащимся лучше понять, усвоить и запомнить информацию.
  • Принцип практической направленности. Стараться содержание заданий связывать жизнью, с практикой.
  • Принцип фасилитационной позиции. Обеспечивая активную обратную связь, постоянно стимулировать положительные личностные изменения учеников.

Для установки эмоциональной связи и доверительного контакта в общении с учеником важно, чтобы учитель:

  • концентрировал усилия на выявлении и понимании потребностей ученика: держал в поле зрения то, что чувствует ученик, когда говорит;
  • позитивно относился к критике со стороны учеников: помнил, что чаще критика является проявлением чувств и неудовлетворенных потребностей;
  • с интересом выслушал ученика и был готов для совместного поиска решения: найти подходящий момент для предложения помощи.

Для обеспечения диалога в процессе обучения учитель должен обладать приемами рефлексивного слушания:

  • Повторение слов ученика с целью дополнения, уточнения, выделения главного в сообщении. («Вы сказали, что…», «Вы утверждаете, что…»).
  • Обращение к ученику с целью уточнить или обосновать высказанную информацию. («Что вы имеете в виду?», «Уточните, пожалуйста»).
  • Интерпретация слов ученика, направленная на осмысление информации. («С вашей точки зрения, это», Я так понимаю, вы говорите о», Возможно, вы хотели сказать»).
  • Отражение чувств ученика для актуализации самоконтроля, а также для укрепления контакта. («Вы расстроены тем, что», «Я понимаю, что вы чувствуете»).
  • Проговаривание вслух ключевых мыслей и идей для побуждения ученика к осмыслению собственного сообщения.

Для максимально эффективного использования методов активного обучения и преподавания, в ходе планирования учебной деятельности следует рассмотреть некоторые вопросы:

  • Чего вы хотите достичь, интегрируя методы активного обучения в существующую практику?
  • Соответствуют ли упражнения возрасту учеников и уровню взаимоотношений их в классе?
  • Учтены ли потребности всех учеников, а также обстоятельства у отдельных учеников, которые нужно принять во внимание?
  • Имеют ли все ученики одинаковые возможности участвовать в работе?
  • Достаточно ли разнообразия в предложенных видах работы?

Можно предположить, что работа учителя, организованная с учетом этих рекомендаций сможет существенно повысить уровень сплоченности и организованности ученического коллектива, улучшить взаимоотношения в нем. Преимуществом его является то, что работа организуется так, чтобы весь учебный материал последовательно прорабатывается сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. Кроме того у учащихся совершенствуются навыки логического мышления и понимания, мыслительной деятельности, включается работа памяти, обеспечивается более прочное усвоение в процессе неоднократного повторения.

Таким образом, созданные на уроке условия для обучения посредством использования новых подходов к преподаванию и обучению, способствуют повышению уровня знаний, развитию мышления и коммуникативных навыков учеников. Это имеет большое значение на современном этапе для формирования функциональной грамотности ученика в отношениях с внешней средой, для получения возможности развивать свой личностный потенциал и принимать взвешенные и ответственные решения, чтобы жить и работать в 21 — ом веке.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
  2. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. — Минск: Университетское, 1988
  3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла. Методическое пособие РГКП «Национальная академия образования им. И. Алтынсарина». — Астана, 2013
  4. Активные методы преподавания и обучения. CPM.KZ, 2012
  5. Методы активного обучения и преподавания для основного уровня 3. A PMB Publication. 2007
  6. Б.М. Бим-Бад. Психологическая атмосфера урока.
  7. Фопель К. Групповая сплоченность. М.: Генезис, 2010.
  8. Фридман Л.Ф. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. — М ., 1988

Насырова Ж.А., Ким Н. Р., Авдеева Н.М.

 учителя КГУ СОШ №81 г. Караганда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*