Home » Учебно-методические материалы »  Развитие речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

 Развитие речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

В ХХІ веке мировая цивилизация выходит на новый этап развития. В современных условиях уровень развития любого государства определяется на столько богатством природных ресурсов, сколько интеллектуальным и творческим потенциалом, успешностью освоения и внедрения новейших технологий в науке. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, грамотной речевой деятельности, развитие творческого и логического мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.Культура и язык, язык и история народа, язык и общество – эти темы всегда волновали умы не только гуманитариев, но  и многих представителей так называемых точных наук.

Развитие  речевой деятельности – главная  задача  уроков  русского  языка  в  средней  школе,  поэтому  требуется  постоянная  и  систематическая работа  в  этом  направлении.

Речь – это сложнейшая  человеческая  деятельность,  причем  творческая  деятельность,  включающая  в  себя  умение  наблюдать,  мыслить,  фантазировать,  а  также  слушать  и  слышать.

Прежде  выучивается  говорить тот,  кому  есть  что  сказать,  поэтому  необходимо учить  детей  не  техническому  оформлению  высказываний,  а речевому  мышлению,  речевому  творчеству,  а  также  восприятию  чужой  речи.

Речевая деятельность— речетворческий процесс, результатом которого является неповторимая, личностно- окрашенная индивидуальная речь в устной или письменной форме (Л.В.Щерба).

 Виды речевой деятельности

    Устная                                Письменная

Школьная программа предусматривает развитие как устной, так и письменной речи. Несмотря на то, что основные речевые умения необходимы для обеих форм речи, каждая из них достаточно специфична. Следует учитывать, что, тренируясь в письменной речи, ученик может не научиться устной и наоборот. Осмысление речи как особого вида деятельности поможет учащимся более  целеустремленно направлять свои усилия на овладение необходимыми умениями, правильно понимать и употреблять такие важные для учебного процесса. Словосочетания, как речевые умения, развитие речи, виды речевой деятельности и т.д. Вместе с тем необходимо, чтобы учащиеся осознали, что понятие речь имеет и второе значение – результат речевой деятельности. Именно в этом значении слово речь употребляется, когда мы даем оценку: хорошая или плохая.

Отчего зависит характер нашей речевой деятельности:

Речевая ситуация

Сфера общения (где?)

Объем высказывания (сколько?)

Адресат речи (кому?)

Автор (кто говорящий, пишущий?)

Высказывание (речь)

Тема и основная мысль (о чем? что?)

Цель общения (зачем?)

Форма речи (устная или письменная)

Приемы, мотивирующие речевую деятельность учащихся- уроки развития речи- это занятия, на которых должна проявиться индивидуальность каждого ученика, его творческие способности, так как творчество, по утверждению психолога Л.С.Выготского,- норма детского развития. Цель работы по развитию речи — формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства. Эта задача решается на всех уроках русского языка и литературы, но особое место в ее решении приенадлежит специальным урокам развития речи. От первого урока развития речи в V классе до заключительного урока в ХІ классе, ( я работаю в средних и старших классах), ученик должен пройти большой и сложный путь. Насколько успешным будет этот путь, в значительной мере зависит как от организации всей работы по русскому языку, так и от результативности специальных уроков развития речи.  Специальный урок развития речи-  один из самых сложных уроков. Сложность его определяется и многогранностью задач, которые предстоит решать, и особой подготовкой урока такого типа: ведь урок развития речи связан как с интеллектуальным и речевым развитиям школьника, так и с обогащением их эмоционального, духовного мира. В работе с учащимися среднего звена учитываю то, что именно в этот период письменая речь учащихся претерпевает обычно очень существенный перелом. Если в младших классах между письменной и устной речью детей нет резкого разрыва, так как сочинений на литературные темы они еще не пишут, а в своих творческих работах они ведут себя в смысле языка довольно непринужденно; поэтому язык в этих работах, хотя частенько и корявой, но живой, образный и эмоциональный; синтаксис у детей близок к разговорному; о правильности конструкций они еще не очень заботятся.

Обучая речи, мы должны иметь в виду, что все виды речевой деятельности взаимосвязаны, подкрепляют друг друга. В любом виде речевой деятельности можно выделить четыре основных этапа: 1) ориентировка в условиях деятельности, 2) выработка плана деятельности, 3) реализация плана, 4) контроль (самоконтроль) Речевая деятельность при аудировании, говорении, чтении и письме опирается на целый ряд общих механизмов. Вот почему наряду с уроками подготовки устных и письменных ученических высказываний, которые наиболее типичны для школьной практики, необходимы уроки развития речи, цель которых – обучения восприятию и пониманию чужих текстов, разных по типу и стилю.

Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Грустно, что у абсолютного большинства людей, выражаясь словами К.И. Чуковского, «мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».

Сегодня  как  никогда  для  педагога  особенно  важно  пробудить  интерес  к  звучащему  слову,  научить  детей  почувствовать  его  истинный  вкус  и  назначение.  Несомненно,  процесс  этот  длительный  и  кропотливый,  требующий  определенной  организации,  системы,  методической  смекалки и  выдумки,  практического  опыта.На  уроках  русского  языканадо  научить  ребят  пользоваться  русским  словом,  понять  и  почувствовать  его,  стремиться  развивать  свою  речь,  совершенствовать  свое  речевое  творчество.Одной  из  важных  задач – это  работа не  только  над  обогащением  словаря  учащихся,  но  и  над  увеличением  подвижности  того  запаса  слов,  которым  владеет  ученик  в  данный  момент,  связывать  воедино  грамматический  и  речевой  аспекты  обучения,  стремиться  к  реализации  коммуникативного  подхода.

Развитие  речи  учащихся  на  уроках  русского  языка  предполагает  совершенствование  всех  видов  речевой  деятельности (говорения,  аудирования, чтения, письма)  и  осуществляется  в  трёх  направлениях,  составляющих  единое  целое.

Первое направление в развитии  речи  учащихся —  овладение  нормами  русского  литературного  произношения,  образования  форм  слов,  построения  словосочетаний  и  предложений,  употребление  слов  в  соответствии с их лексическим значением и  стилевой  принадлежностью.

Второе  направление – обогащение  словарного  запаса  и  грамматического  строя  речи.

Третье  направление —   формирование умений  и  навыков  связного изложения  мыслей.  Развитие  связной речи  предполагает  работу  над  содержанием,  построением  и  языковым  оформлением  высказывания,  которая  осуществляется  при  выполнении  специальных  упражнений   и  при  подготовке  к изложению и сочинению.  Она  включает  формирование  и  совершенствование  умений  анализировать  тему,  уточнять  её  границы,  определять  основную  мысль,  составлять  план  в  соответствии с ним  систематизировать  материал,  правильно  отбирать  языковые  средства.

Работа  по  развитию  речевой деятельности  включает  в  себя  формирование  навыков  выразительного  чтения.  Занятиям  по  выразительному  чтению  предшествует  и  сопутствует  работа  над  развитием  речевого слуха учащихся.Очень  важно  добиваться,  чтобы  каждый  текст  не  был  прочитан  монотонно,  невыразительно.Используемая  в  настоящее  время  методика  направлена  на  ознакомление  учеников  с  разнообразными  средствами речи (типами, стилями речи, и пр.),  но  не  на  практическое  овладение  ими:немотивированность детей,  небольшое  количество  учебных  часов,  отводимых  на  развитие речи,  недостаточный  тренинг  умений  и  навыков  приводят к  тому,  что  учащиеся  обычно  знают  о  возможностях речи,  но  не  умеют  ими  пользоваться.

В  своей  работе  использую  информативные и игровые технологии,  личностно- ориентированное и дифференцированное обучение.  Все  это  помогает  понять ученикам,  что  овладев  тем  или  иным  речевым  умением,  они  расширяют  свои  возможности  общаться  и  воздействовать  на  других  людей (вызывать  у  них  какие-то эмоциональные  переживания  и  пр.),  что  владение  речью  необходимо  для  самовыражения,  для  утверждения  своего  бытия  в  мире, и  тогда  они почувствуют  радость  творческого  роста  и  самосовершенствования.

Главное  внимание  на  своих  уроках  уделяю  тексту, поэтому я  стараюсь  подбирать  задания на  основе  текста.

В  свою  работу  включаю  следующие  основные  виды  работ.

  1. Работа  со  зрительной  опорой.

Как  правило,  в  качестве  зрительной  опоры  используются комиксы,  какие-то картинки,  фотографии.

Виды  работ  со  зрительной  опорой:  а) устный  диалог; б) устный  рассказ;  в) письменный  рассказ  .

  1. Творческие  работы (сочинения) на  основе личных  впечатлений:

—   музыкальные;

—   читательские;

—   жизненные;

—   фантазийные

  1. 3.  Устные  дискуссии .

Основная цель этой работы – научить  слушать и  слышать,  формулировать  свои  мысли  и  аргументировать их.

  1. Устная или  письменная газета
  2. Языковые игры:

—   «Корректор»

—   «Вставь слово» слайд

—   Продолжи рассказ  по  его  началу…

—  Собери  текст.

—  Распространи  предложение

—  Найти третье  лишнее   и др.

6.Минутки  поэзии      слайд

  1. Мини-изложения, мини-сочинения.
  2. Творческие  диктанты на  основе  картин.
  3. Почему так, а не  иначе.

10.Пересказ художественного  текста  от  лица  героя

Составь монолог  перегоревшей лампочки (старого водопроводного крана, компьютера  и т.д.)

11.Сообщения .

12.Театрализованные сценки, спектакли.

Форма  работы – групповая,  в  парах,  индивидуальная

Задание «Продолжи»

Внимательно  прочитай  начало  текста. Придумайте и запишите  продолжение в стиле  автора.

  1. Почки  раскрываются,  шоколадные, с  зелеными  хвостиками, и на каждом  зеленом  клювике  висит  большая  прозрачная  капля…

Ключ.  (Возьмешь  одну  почку,  разотрешь  между  пальцами,  и  потом  долго  все  пахнет  тебе  ароматной  смолой  березы,  тополя  или  черемухи.)    М. Пришвин.

  1. Малиновый  солнечный шар коснулся  снизу  сквозной  лазури. Он  всплыл из-за  леса,  уменьшаясь  и  плавясь  в  золото…

Ключ.  (Этот  слепящий  золотой  сгусток  быстро отделился  от  горизонта. Вся лесная  стихия  приняла  невиданно  сказочный  образ. Безбрежная, непорочно  чистая голубая  лазурь  была  тем  гуще,  чем  дальше  от  солнца.)   В.Белов.

Задание.  «Составь рассказ».

Расположите  предложения  так,  чтобы  вышел  связный  рассказ.

СОН.

Спит  Маша  и  видит  сон. Дом  у  него  был  изо  льда.  Позвал  он  Машу  в  дом.  Сидит  на  лавочке  Мороз  Иванович.  На  стенах  блестели  снежные  звездочки.  На  полу  лежал  пушистый  снег.

Задание.  «Редактирование текста».

Выпал  первый  снег.  Лес и теперь  хорош. На  березах  еще  были  желтые  листья.  Ели  и  сосны  были  зеленее,  чем  летом.  Сухая  осенняя  трава  выглядывала  из-под  снега  желтой  щеткой.  Мертвая  тишина  была  кругом.  Была  прозрачная  вода  в  озере.

Ключ.   (Выпал  первый снег.  Лес и теперь хорош.  На  березах еще  оставались  желтые  листья.  Ели  и  сосны  казались  зеленее,  чем  летом.  Сухая  осенняя  трава  выглядывала  из-под  снега  желтой  щеткой.  Мертвая  тишина  царила  кругом.  Потемнела  прозначная  вода  в  озере.)   По Д.Мамину-Сибиряку.

Задание.  Составь рассказ  по  его  началу.

  1. Собака  громко  лаяла.  Перед  ней  сидел  котенок.  Он  широко  раскрыл  рот  и  жалобно  мяукал…
  2. Кот  Васька  и  старик  часто  рыбачили. Старик  удил  рыбу.  Васька  сидел  рядом.  Однажды…

На  уроках  русского  языка  использую  «Минутки поэзии».  Предлагаю  ребятам  рифмы,  а они  пробуют  составить  двустишия.

…. бежит,                        Например:     Серый волчище  быстро  бежит,

…  дрожит.                                             Заинька  белый  сильно  дрожит.

Звонкий ручеек  бежит,

Вода, как стеклышко, дрожит.

Лисица  по  лесу  бежит,

А заяц  под  кустом  дрожит.

… солнце                    Например.:     Глядит  весеннее  солнце

…  оконце                                       В мое  любимое  оконце.

Вот взошло  большое солнце,

Заглянуло к нам в оконце.

«Минутки  поэзии» помогают  развивать  речь  учащихся,  разнообразить  урок,  создают  интерес  к  учебе.

На  доске  записываю  четверостишие  с  пропусками и  прошу  ребят  восстановить  текст.

Скрипит мороз.  Сердит  мороз.

И  снег, ( сухой)  и ( колкий) .

И вяз  озяб,  и  дуб  замерз

Насквозь  продрогли  елки.    (Т.Волжина.)

Осень.  Обсыпается  весь  наш (бедный) сад,

Листья  (пожелтелые)  по  ветру  летят.

Лишь  вдали  красуются, там  на дне  долин,

Кисти (ярко-красные) вяжущих  рябин.

Упражнение « Распространите  предложения».

День осени.   Показалось  солнце.  Припекало.  Щебетали  стайки  щеглов. Ледок  таял. Носилась  паутина.  Подул  ветерок. Все  замерзло.

 Сочинения-миниатюры.

Используя данную  ниже  лексику,  написать миниатюру о дожде  по  вариантам :

         — летний дождь,

         -осенний дождь,

        — весенний дождь.

Шумит,  звенит,  шуршит по  листьям, идет,  капает,  моросит,  накрапывает, льет,  льется как из ведра,  хлещет,  стучит,  барабанит,  струится,  стекает, зачастит, хлынет,  зарядит,  сеет  как из сита,  прыгает,  пляшет.

Задание. Напишите рассказ  о  том,  какие  орфографические  умения и  навыки  получают  школьники  на  уроках  русского языка при изучении темы «Имя существительное» («Глагол», «Имя прилагательное», «Местоимение»).

Для  развития  речи  детей  очень  важно,  чтобы  они  постоянно  слышали  образцы правильной красивой речи,  как письменной – это  могут  быть  художественные тексты,  которые  читаются  на уроках, — важно  постоянно  обращать  внимание  на  красоту,  совершенство  языка,  так и устной – это  могут быть  записи  выступлений  артистов и  ,конечно же,  речь  самого  учителя  Необходимо  обращать  на  удачные  образцы  речи  самих  детей.Все  эти  работы  могут  использоваться  на  каждом  уроке.Систематическое  использование  этих  методических  приемов  позволяет   развивать  речь  учащихся.  Ребята  не  боятся  высказывать  свое  мнение,  стараются  его  отстаивать,  пытаются  доказать  свою  точку  зрения.  Они  составляют  разнообразные  высказывания с  использованием  различных  языковых  средств.  У них  начинает  развиваться  чувство  языка,  чувство  слова.   Совершенствование  речевых  навыков  способствуют их  успешной  учебе,  выступлениях на  различных  конкурсах  и олимпиадах.Дети  чувствуют себя при  ответах  в  классе   уверенно.  Они  положительно    воспринимают  предмет «Русский язык» и  с удовольствием  идут  на  эти  уроки.

  1. Сформирование  устойчивой  мотивации  и  интереса  к предмету. Качество  знаний  по  предмету – 37-53%
  2.  Участие в конкурсе «Русский медвежонок»,  призовые  места.
  3. Участие в районных, городских конкурсах.
  4. 4. Участие в районных, городских, республиканских олимпиадах.

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей.

В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений и оценок. Всё это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.Важнейшим средством коммуникации является слово.Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на школьный период. Учитель обязан совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными познавательными интересами и впечатлениями, богата духовно и эмоционально. Вот и выходит, что учить ребенка говорить — это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, — это значит расширять его жизненный опыт.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на школьный периоды. Учитель обязан совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

Одним их эффективных методов формирования речевой деятельности учащихся считаю применение игровых, ролевых  ситуаций. Обращение на уроке к игре объясняется тем, что её эмоциональность, спонтанность позволяет: во-первых, включить учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию на уроке; во-вторых, в любом случае игры — грамматические, лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышает интерес к предмету. Вот некоторые примеры игровых ситуаций:

Игра «Кто лучший редактор?» (исправь речевые ошибки)

  1. Гордиться братом или гордиться за брата
  2. (Надеть) одеть пальто  на мальчика
  3. Мальчику очень понравился рыбий суп.
  4. Написать свою автобиографию
  5. Мое геологическое дерево
  6. Он так мало знает! Какой он невежа!
  7. Вернувшись с  работы, мы  сыто пообедали

Игра со словом – расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, закрепляет знания о грамматических категориях.

Кто больше? – подбор как можно больше определений к существительному (яблоко, чай, голос, мяч), прилагательному (горячий, зелёный и т.д.).

«Третье лишнее» —

  1. Неизменный, утренний, доменный   ( утренний суффикс – енн-, в остальных словах –н-)
  2. Резонный, сезонный, сенсационный (сенсационный –онн-, в остальных словах н-)
  3. Соловьиный, синий, воробьиный      (синий – нет суффикса  -ин-)

Александр Блок  в свое время писал: «Спастирусский язык от газет, улицы, специальной иностранной терминологии, политических слов и обывательщины всех видов по-настоящему может только гений, как Пушкин». На уроках русской литературыв старших классах обращение к пушкинским произведениям даёт возможность увидеть, как живут, как используются языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) какими являются творения Александра Сергеевича Пушкина, его стихи, проза, отрывки из статей, писем…

Основой для развития гуманитарных способностей моих учеников на уроках русского языка и литературы становится работа с художественным текстом. Работа с художественными текстами на уроках русского языка способствует не только развитию речевой грамотности, но и  формированию диалектического мировоззрения, ведь язык – это способ осмысления и постижения бытия. Уроки русского языка – это диалог ученика с учителем, с другими учащимися, наконец, с автором художественного текста. Это обсуждение языковых проблем, поиск, открытие писателя, его замысла и себя через текст. Эта активная исследовательская деятельность, когда многие ответы на сложные вопросы, поставленные художественной литературой, приходится искать самому, и у каждого они могут быть свои. В художественном тексте мы видим внутреннюю силу языка. Язык помогает нам познать мир, думать, учиться, совершенствовать себя.

В живом языке народа отражается вся его жизнь, история его материальной и духовной культуры.

Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

Литературное творчество – один из главных способов развития речевой культуры, раскрытия индивидуальности учащегося. В литературном творчестве проявляется гуманитарная одаренность ребенка.Обычно прошу ребят написатьнебольшое произведение и на выбор предлагаюключевые образы будущего стихотворения: «дождь», «дорога», «бабочка», «гроза», «небо» и т.д. Задание выполняется в классе, без предварительной подготовки, за 5-10 минут. Предварительно оговаривается, что эти работы могут быть не подписаны автором.Эта деятельность, которую можно условно назвать экспериментом, привела к неожиданным выводам: во-первых, стихи пишут многие дети любого возраста; во-вторых школьники-подростки, которых педагоги и психолог школы никогда не рассматривают как одаренных, пишут стихотварения на заданную тему с особым вдохновением.

Как бы хотелось слышать вокруг речь, лишённую каких бы то ни было ошибок: грамматических, синтаксических, лексических, орфоэпических, фонетических – любых!

Выводы:

Речь – широкая сфера деятельности человека. В связи с этим я считаю, что развитие речи – это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся:

—     во-первых, это целенаправленная систематическая подготовка урока, чёткая цель, продуманность отбора материала, обязательное введение пословиц, ежеурочное введение новых слов, создание условий для свободных высказываний, внимательное отношение к речи учащихся, оценка, как стимул для овладения речевыми умениями;

—     во-вторых, обучение живому, очеловеченному языку. Слово должно представляться не только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-эстетических.Слово – это строительный материал для предложения, ключ к пониманию всего предложения, поэтому следующая задача – сделать слово объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Для этого выясняем, что слово бывает убедительное, живое, трепетное, волнующее, занимательное, уместное, красивое, искреннее; поэтому слово может: обогатить, растревожить, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти, ранить. Систематическая словообразовательная работа позволяет учащимся увидеть и понять как образуются слова, вникнуть в тайну их рождения. Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение.Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса учащихся, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. После работы со словом предлагаю детям различные упражнения по построению предложений. Традиционным дидактическим набором для отработки различных речевых умений являются пословицы и поговорки.

В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, его дальнейшее познавательное и личностное развитие. Несмотря на все трудности, которые приходится преодолевать в процессе подготовки, радует конечный результат. Этот процесс развивает речевую деятельность учащихся, формирует их грамотную речь и речевое поведение, умение воспринимать и понимать речь говорящего. Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что успех урока по речевой деятельности зависит от многих взаимосвязанных факторов, о которых было перечислено.

Сагитова З.К.,

учитель русского языка и литературы,

 СШ 24

г. Астаны

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*