Аннотация. Дошкольный возраст является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к художественному слову, что позволяет широко использовать его в работе с детьми дошкольного возраста.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства.
Развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса.
Поэтому систематическая и последовательная работа по развитию речи детей посредством использования художественного слова необходима, так как она дает положительный результат в развитии речи в процессе знакомства с художественной литературой, а письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе.
«Развитие речи и языка должно лежать
в основе всей системы воспитания».
Е. И. Тихеева
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — это речевое развитие, речевое общение. Эта задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте. И этому в полной мере служит использование педагогами художественного слова, т. е. художественной литературы.
Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Художественная литература как средство развития детей дошкольного возраста» является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературного языка.
Задачи:
1.Побуждать у ребенка желание слушать рассказывание сказок, стихов, потешек.
2.Готовить детей к рассказыванию: учить отвечать на вопросы взрослого по содержанию рассказанного, прочитанного, вызывать желание и умение повторять за рассказчиком 3-4 предложения.
3.Вырабатывать умения правильно согласовывать слова в предложении, использовать существительные в единственном и множественном числе.
4.Употреблять в речи предлоги, слова-определения, эпитеты, простейшие формы сложных предложений.
5.Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; побуждать участвовать в драматизации.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Поэтому, прежде чем начать свою работу по теме творческого поиска«Художественная литература как средство развития детей дошкольного возраста», я составил перспективный план по развитию речи посредством художественного слова.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой я осуществляю с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте я учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Если сказка по содержанию невелика, я рассказываю её 2 -3 раза, или повторяю только самые яркие моменты. После рассказывания предлагаю детям вспомнить наиболее понравившиеся или запомнившиеся моменты и повторить их словами сказки (передавая силу голоса и тембр, сказка «Маша и медведь»). Повторяя эти строки, дети лучше усваивают содержание и учатся интонационно передавать слова её героев.
После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребёнку, напоминаю аналогичные факты из их собственной жизни.
Особое внимание я уделяю формированию грамматически правильной речи, слежу, чтобы отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.
Задачи по теме творческого поиска «Художественная литература как средство развития детей дошкольного возраста» я реализую через: инсценирование, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации, двигательные импровизации.
Нужно отметить, что, развивая речь детей, посредством приобщения их к художественной литературе я формирую внимание, мышление, память, усидчивость. Это способствует подготовке ребёнка к обучению в школе. А чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство родного языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности – словесном творчестве. И это всё оказывает положительное влияние на развитие речи детей.
В своей работе над темой, для того чтобы довести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, я использую следующие методы и приемы:
-Наглядные методы
-Словесные методы
-Практические методы
-Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная).
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).
Также в своей работе я использую следующие игровые приемы:
— действие по выбору («Вспомни сказку, потешку, которая тебе нравится») — красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу
— обыгрывание различных предметов, игрушек, рисунков, предметов лепки, например, через — фольклор детям понятен образ петушка, его внешний вид, действия (гуляет, ищет зерна, разгребает землю).
При этом дети по слову педагога или по подражанию делают определенные действия с игрушкой. Содержание игровых действий я придумываю сама (например, дети прячутся в домик, сделанный из ладошек; открывают зонтик, раздвигая ладошки и т.д.).
Во время обыгрывания дети учатся играть, воображать, фантазировать.
Выбор методов и приемов зависит от того программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их индивидуальных особенностей.
О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка; наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.
Театрализованная деятельность помогает мне построить педагогический процесс в соответствии с требованиями ГОСДВО РК. Она объединяет в себе музыку, художественное слово, декоративно – художественное оформление, пластику, движение, и по своей сути, является игрой.
А игра – наиболее важная деятельность ребенка. По мере того, как дети овладевают содержанием произведения, их активность в повторных играх возрастает. При повторных показах я уже привлекаю детей себе в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. Использую маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми.
Таким образом, в театрализованной деятельности ребенок развивается всесторонне. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным.
Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использую приём совместного рассказа. Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинаю фразу, дети продолжают.
При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Например, совместно с детьми рассматриваем предмет (сумку). Одновременно объясняю и показываю. (Это — сумка. У сумки есть ручки, боковые стороны, замок, карман…). В результате обогащается словарный запас ребенка.
От использования мнемотехники с детьми дошкольного возраста я ожидаю повышения уровня связной речи моих воспитанников, т.е. они должны научиться:
-фонетически и грамматически правильно владеть родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); обладать словарным запасом, позволяющим выразить мысль; описать событие, задать вопрос и ответить на него; уметь задавать вопросы и давать полный ответ на простые вопросы; уметь оценивать речевое поведение – свое и окружающих, употреблять в речи отдельные формы речевого этикета; развития памяти, внимания, мышления, воображения, психологического раскрепощения детей.
В заключение необходимо сказать, что рациональное использование художественной литературы в учебно-воспитательной работе помогает мне добиваться поставленных целей, ориентирует на использование нетрадиционных форм обучения, а самое главное, повышает качество обучения в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Литература
- Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3
- Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в детском саду 2002, №2.
- Дунаев Н.О. «Значение художественной литературы в формировании личности ребенка» Дошкольное воспитание. 2007, №6.
- Зуева Т.В. «Русский фольклор». — Флинта: Наука, 2000.
- Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей. — М.: Педагогика, 1972
- Ревина И. «Дни, прожитые с детьми: фольклор и авторская песня в жизни детей». -Дошкольное воспитание, 2000.-№4.
- Струнина Е., Ушакова О. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М.: Владос, 2004
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005.
- Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. — Кишинев, 1986.
- Щибицкая А.Е. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми // Художественное творчество и ребенок. — М.: Педагогика, 1972
Котова Ольга Николаевна,
воспитатель КПП — СОШ №45
Западно-Казахстанская область,
город Уральск