Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления.
В наше время, с которым связано явление информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Многие из выпускников, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.
Поэтому вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике стоит сейчас особенно остро.
Я работаю в школе около пяти лет и понимаю, что творчество перестаёт быть уделом единиц, ведь сочинения, изложения с творческим заданием, как на уроках, так и на экзаменах предстоит писать учащимся с разным уровнем развития.
В учебнике часто встречаются задания – написать миниатюру, сочинение-рассуждение, сочинить сказку или рассказ на лингвистическую тему. И это далеко не полный перечень тех творческих заданий, с которыми сталкивается школьник за годы обучения.
Но все ли могут справиться с подобными заданиями? Конечно же, нет! Даже «сильные» учащиеся, с лёгкостью пишущие изложения, тесты, столкнувшись с творческими заданиями, теряются, не находят нужных слов, чтобы выразить свои мысли. Почему это происходит? Мне кажется, здесь несколько причин.
Во-первых, ребята стали меньше читать, играть в ролевые игры, поэтому у многих нет элементарного воображения и фантазии.
Во-вторых, многие приходят в школу, плохо разговаривая на русском языке, во многих семьях общение происходит на родном языке, а значит, с русским языком ребёнок сталкивается только в школе. Отсюда – плохо развита речь, скуден словарный запас.
Но я уверена, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не зависимо от того, какой он национальности и в какой местности живет. Нужно только суметь раскрыть и развить их. Как это сделать?
Вот почему я считаю проблему развития творческих способностей учащихся одной из наиболее актуальных.
Над темой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» я работаю в данный момент.
На уроках русского языка и литературы у нас стала традиционной рубрика, которую я назвала «Моя импровизация». Каждый школьник может прочитать собственные стихи, рассказы, сказки, миниатюры. Созданные речевые произведения обсуждаются коллективно. Основной критерий – оригинальность выполнения творческого задания, нешаблонность речевого оформления.
Всё это не могло не привести к активному творческому процессу на уроках.
В этой работе я хочу рассказать лишь о некоторых заданиях творческого характера, которые больше всего понравились моим шестиклассникам, увлекли их.
При изучении темы «Морфемика» я познакомила ребят с оригинальным способом обучения сочинению-развлечению – «биномом фантазии». Его придумал итальянский детский писатель Джанни Родари, автор известной книги «Приключения Чипполино»
«Бином фантазии» — это два слова, между которыми нет ничего общего.
Без предварительной детальной подготовки, только после объяснения сути «бинома
фантазии», школьникам даётся задание: написать рассказ, используя «бином», причём одно
слово в нём должно быть лингвистическим понятием, а другое – любым, каким угодно.
Я прочитала пример рассказа и предложила составить свой.
Суффикс и лисёнок.
Однажды к суффиксу пришёл грустный лисёнок и говорит:
— Суффикс, не хочу я быть маленьким лисёнком, Все меня обижают и считают маленьким.
Суффикс подумал и ответил лисёнку:
— Я тебе помогу. Я суффикс –ёнок- уйду из твоего имени, и получится взрослое имя Лис.
Он так и сделал. У лисёнка теперь хорошее настроение, ведь у него новое взрослое имя.
Вот какие творческие работы получились у шестиклассников.
Суффикс и волк.
Идёт однажды суффикс, а на встречу ему волк.
— Куда идёшь, суффикс?- спрашивает волк.
— В гости к приставке,- ответил суффикс.
Волк не отстаёт:
— Для чего ты нужен, суффикс? Я вот, например, чтобы в лесу зверей пугать.
Суффикс ему в ответ:
— Чтобы помогать тебе всех пугать.
— Как это?- спрашивает волк.
Суффикс ему в ответ:
— Без меня ты просто волк, а со мной – волчище.
— И то, правда, — обрадовался волк.- Хорошее дело делаешь!- и не съел суффикса.
Так хитростью суффикс сохранил себе жизнь. Он ведь не сказал хищнику, что может быть разным суффиксом. Он мог бы волка превратить в волчонка.
Суффикс и зайчонок.
Однажды жил в лесу зайчонок. Пришел он к суффиксу в гости и говорит:
Не хочу быть маленьким, меня все обижают, хочу быстрее вырасти Суффикс ответил зайчонку:
-Хорошо я уйду из твоего имени и станешь ты взрослым Зайцем. Ушел суффикс от зайчонка. Заяц остался один, но его продолжали обижать. Он подумал: « Лучше быть зайчонком, чем трусливым зайцем».
Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные
вещи под новым, непривычным углом зрения, а также запоминать суффиксы.
Очень любят мои ученики составлять синквейны.
СИНКВЕЙН (от франц. «пять») – очень интересная форма работы, в ходе которой учитель немедленно получает эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными.
В методике синквейн является быстрым, эффективным для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.
Синквейн – интересный методический приём, который позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. Как показала практика, данный методический приём помог вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.
Когда мы проходили тему «Виды глагола» я использовала прием сюжетные картинки. Повесила три картины, на которых были изображены дети, старый учитель и бочка с водой. И предложила составить свой рассказ, это позволило разбудить фантазию, ученики почувствовали себя в роли писателя, после чтения рассказов они его сопоставили с текстом учебника и мы поговорили о том, как они помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам. Эта работа позволяет учителю не только будить фантазию, но и воспитывать их в атмосфере взаимопомощи, взаимосотрудничества и взаимоуважения.
Ерманова Индира Турганбаевна
учитель русского языка и литературы
ЛШГ № 24
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной ?