Массовая школа ориентирована на обучение, которое сводится к запоминанию приемов действия, типовых способов решения. Ранее считалось, что творческое мышление — врожденная способность, что её нельзя развивать. Однако, это далеко не так. За рубежом и в странах СНГ уже сейчас вводится специальный предмет, направленный на развитие творческого мышления – «Творческое развитие личности». А в школах бывшего Советского Союза этой проблемой уже вплотную начали заниматься в 70-80 годах. Так в городе Норильске и других школах союза были открыты школы, где дети занимались по ТРИЗ технологии. (Что расшифровывается «Теория решения изобретательских задач»). ТРИЗ технология основана на развитии у детей творческого мышления. Для наших учителей проводились курсы по развитию у школьников творческого мышления. Я сама была на таких курсах в г. Кокчетаве, где в качестве эксперимента в школе, на базе которой проводились курсы, ввели предмет «Развитие творческого мышления». Мы посещали уроки творческого мышления, где видели, как могут неординарно мыслить дети, решать различные проблемы, замечать то, на что обычно мы не обращаем внимания. Прослушав данный курс, я убедилась, что это старый добрый ТРИЗ, о котором я много слышала от своих уважаемых коллег более старшего поколения. ТРИЗ, о котором говорилось уже много лет назад и учителя 80-90-х наверняка помнят, как тоже ездили на курсы ТРИЗа,
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера. И я думаю, это хорошо, что данная теория не забыта, даже если она имеет другое название, она не теряет своего значения. Я на своих уроках стараюсь по возможности использовать элементы данной методики в виде различных неординарных задач. Например, на уроке математики:) нарисовать треугольник, чтобы все точки лежали на его сторонах. Заданы четыре точки… Попробуйте сами сейчас выполнить это задание. Чтобы справиться с этим заданием, просто необходимо выйти за пределы стереотипов. Отсутствие стереотипов у ребенка, делает его мозг более изобретательным. Он выходит за пределы стереотипов, и любая вещь может стать в его воображении многоплановой, многоиспользуемой. Это путь к новым открытиям, изобретениям. Следует использовать задачи, решение которых можно найти, только выйдя за пределы стереотипов. Это сделает мышление ребенка более результативным, быстрым. Этому можно научиться с помощью ТРИЗа.
Немногие знают, что любимая несколькими поколениями головоломка с поиском отличий на двух похожих изображениях является задачей, которую ТРИЗ педагоги рекомендуют решать с целью развития мышления у ребёнка. Существует и множество других упражнений, с помощью которых у детей разных возрастов (от дошкольного до старших классов) не просто развивается сильное воображение, но и закладывается фундамент для системного аналитического мышления и восприятия мира.
Да-нет: простая и известная детская игра. Учитель загадывает любое слово (существительное – мяч, шкаф, кот, облако) и предлагает детям его отгадать, задавая уточняющие вопросы. При этом он отвечает лишь утвердительно или отрицательно, а дети путём вопросов по типу «Это животное?» «Это предмет?» и т.д. продвигаются к отгадке. Когда будут сделаны первые существенные успехи, учитель берёт на себя функцию ведущего и лишь следит за соблюдением правил, а сами участники загадывают друг другу новые слова. Свойства предмета: суть упражнения в отыскивании как можно большего количества свойств предложенного учителем предмета или объекта. Пусть это будет мяч. Дети садятся в круг и поочерёдно, передавая его друг другу, называют по одному свойству. Сначала это что-то очевидное: круглый, кожаный, сшитый, для игры в футбол, с рисунком, с отверстием для насоса и т.д. Дальше будет становиться тяжелее, и педагог должен помогать детям находить всё новые характеристики. Поиск таких «скрытых» свойств предметов отлично тренирует мышление, помогает лучше узнать предназначение и возможности применения различных вещей и способствует развитию креативности. Сказка-коллаж: отличное упражнение на память и развитие творческого воображения. Вы начинаете рассказывать вымышленную сказку, в которой собраны все любимые персонажи ребёнка и постепенно подключаете к этому процессу и его самого. Он помогает вам строить сюжетную линию и вводит новых героев. Во время процесса создания такой сказки не нужно заботиться о логичности и стройности композиции – история может развиваться как угодно, главное, чтобы это было интересно и вызывало неподдельное участие ребёнка. Аукцион: упражнение в игровой форме. Педагог предлагает детям поучаствовать в аукционе, лоты для которого были предварительно отобраны. Он выставляет «на продажу» первый предмет, допустим, это носовой платок. Задача детей – по очереди называть по одному варианту его применения: вытирать нос, протереть яблоко, использовать как одеяло для куклы и т.д. Предмет достаётся тому, кто последним находит способ его использовать. Дальше выставляется следующий лот. Было-стало: отличное упражнение, которое учит детей видеть взаимосвязь и находить пути развития ситуации. Можно подготовить картинки с изображениями нужных предметов и объектов, а можно просто задавать вопросы о них. Примеры возможных вопросов: -Что изготавливают из дерева? (спички, бумагу, мебель, забор, ручку для молотка, игрушки -Зачем выращивают пшеницу? (для изготовления муки, хлеба, макарон, для корма животным, для изготовления лекарственных препаратов…). Более сложная разновидность упражнения: педагог задаёт вопрос о составляющих частях какого-то предмета (например, какие материалы присутствуют в деталях автомобиля). Дети отвечают: пластмасса, железо, резина, ткань. Потом разбираются, откуда берутся эти материалы – железо добывают из земли и обрабатывают на заводах. Фантастическое животное: более сложное упражнение, основанное на перенесении свойств одного объекта на другой). Нужно попросить детей придумать животное, которого нет в природе и нарисовать или рассказать о нём. Никаких ограничений – это может быть, как сборный образ из нескольких животных, так и что-то полностью фантастическое. Получив рисунок или описание, стоит детально поработать над его историей: чем занимается? где живёт? что ест? Создавать можно не только животных, но и любые предметы. Логический поезд: лучше использовать картинки с соответствующими изображениями, но можно и просто называть слова (хотя в таком случае страдает наглядность и усложняется задача объяснения принципа игры ребёнку). Суть в том, чтобы строить цепочку из взаимосвязанных понятий-«вагонов». Например, если первая картинка изображает дерево, то второй «вагон» может быть с рисунком книги, третий – школы, четвёртый – глобуса и т.д. «Скелет» Предварительно готовятся карточки, на которых записываются согласные буквы: ГР, ЗНТ и т.п. Задача детей заключается в построении с помощью лишь гласных букв «настоящих» слов. Исходя из наших примеров, это могут быть: ГР – горе, гора, гарь; ЗНТ – зонт, зенит, занятие. Подбирать сложность сокращений нужно с учётом возраста ребёнка.
Творческая задача — это задача, для выполнения которой требуется изменение изученных правил или самостоятельное составление новых правил и в результате решения которой создаются субъективно или объективно новые системы.
Кузнецова Галина Егоровна,
учитель начальных классов,
стаж работы 29 лет,
учитель 1 категории (2 уровень)
средней школы пос. Заводской,
г. Степногорска,
Акмолинской области.