Home » статьи » Развитие творческой активности студентов на занятиях информатики    

Развитие творческой активности студентов на занятиях информатики    

Наше время – это время перемен. В современном мире необходимы люди, умеющие широко мыслить, способные принимать нестандартные решения поэтому, стоит задача не просто передать знания, выработать умения, навыки. Для формирования и развития у студентов ключевых компетенций необходимо создать такие условия, в которых будет происходить гармоничное развитие личности и её творческой активности.

Среди всех дисциплин, изучение предмета «Информатика» занимает важное место, как в системе образования, так и в развитии современного общества в целом. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета. Одной из таких особенностей является деятельностный характер, так как он предъявляет особые требования к разработке заданий для обучающихся. Компьютер сегодня – это рабочий инструмент при решении профессиональных задач. Любой специалист, в своей области, должен знать какие профессиональные задачи можно решить, используя компьютер, и уметь это делать. Таким образом, информатика является предметом не только общеобразовательным, но и профессиональным, в котором очень важна система межпредметных связей.

В классической системе образования учебный процесс построен на запоминании, накоплении фактов и других не активных формах деятельности. Современных студентов не устраивает роль пассивных слушателей на занятии, им уже не интересно записывать готовые решения или шаблонно выполнять однообразные задания. Ведь традиционное обучение развивает у обучающихся, в основном, только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности, остаются не востребованными. Поэтому педагогу необходимо подтолкнуть студента к саморазвитию, изучить его познавательные потребности, создать условия для творческой деятельности и тем самым сформировать познавательные интересы для дальнейшего изучения предмета, в том числе, с учетом его дальнейшей профессиональной деятельности.

Что же такое творчество? Творчество – способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным потребностям человеческой жизнедеятельности. Творчество может быть разным – оно может быть не только художественным, но и научным, и техническим. Так же можно сказать, что творчество – это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека.

Так, а что же такое активность? Активность – энергичная, усиленная деятельность, деятельное состояние; деятельное участие в чём-либо. Считается, что активность – это одно из устойчивых свойств личности. Активность человека целиком зависит от его внутренней мотивации, от того, как человек к ней относится. Оба эти термина «активность» и «творчество» — это два понятия, которые взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга взаимное влияние. Я считаю, что творческая активность это нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, способность переносить знания, навыки и умения из одной области в другую, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная деятельность, которая проявляется в способности к саморазвитию, самостоятельному изменению и самостоятельному движению.

В формировании творческой активности много значит именно мотивационная составляющая. Необходимо организовать познавательную деятельность студентов таким образом, чтобы ориентировать на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностей обучающихся. Поэтому большую роль в развитии творческой активности имеет индивидуальный подход. Это обуславливается не только индивидуальными качествами студентов, но и наличием компьютера дома, а также интересом к информатике.

Современное преподавание информатики требует разработки специфических заданий и применение таких методов обучения, которые должны, с одной стороны, учитывать их восприимчивость к обучению, с другой стороны, способствовать развитию творческой активности. Наиболее эффективным является применение активных методов обучения. Один из часто используемых мной приемов, при изучении нового материала, это прием из технологии развития критического мышления «До, После». Он может быть использован как прием, актуализирующий знаний обучающихся, а также на этапе рефлексии. Студенты учатся самостоятельно анализировать свои знания и делать выводы. Так же можно использовать приём «Корзина идей», который позволяет выяснить, что знают обучающиеся по обсуждаемой теме, а затем в конце занятия так же провести анализ и сделать выводы.

Еще один из методов который я использую при изучении нового материала — это метод «Лекция со стопами». Особенности его использования заключается в том, что лекция читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение проблемного вопроса или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах и индивидуально, что позволяет поддерживать интерес к теме на протяжении всего занятия. В данном случае обучающиеся активно вовлечены в учебный процесс.

На практических занятиях используются такие методы, как «Ковёр идей», «Метод проектов», «Деловые игры»,  «Тренинги», Анализ практических ситуаций (Сase Study) и другие.

«Ковёр идей» — один из методов решения проблемы. Использую данный метод при изучении темы «Основы защиты информации». На первом этапе необходимо понять проблему и ответить на вопросы. Почему существует такая проблема? Что будет если не принять меры по защите данных? Какие последствия могут быть? На втором этапе – поиск решений. Какие действия необходимо предпринять, чтобы предотвратить повреждение информации, программных и аппаратных средств? Третий этап – индивидуализация деятельности: что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию. На четвертом этапе идет совместное оценивание идей. Цель этого метода – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.

Суть метода проектов заключается в стимулировании интереса студентов к определенным проблемам и через проектную деятельность предусматривающим решение этих проблем. Любой проект направлен на результат. Для этого студентам необходимо уметь практически применять полученные знания, самостоятельно мыслить, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, а также уметь устанавливать причинно-следственные связи. Этот метод я применяю на занятиях по изучению темы «Электронные таблицы Microsoft Excel». Обучающимся предлагаются задания, где они самостоятельно должны подумать какие математические вычисления и почему необходимо использовать в той или иной таблице, осознанно выбирать методы обработки данных и адекватно оценить, какие результаты они получили и почему.

Обучение студентов анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий происходит при помощи метода Сase Study. Данный метод я использую, например, при изучении темы «Система управления базами данных Microsoft Access». Студенты самостоятельно создают базу данных для выбранной организации и продумывают структуру таблиц, правильно организовывают данные в базе, затем сформировывают запросы и формы, работают над отчетами Microsoft Access. Студенты, тем самым, получают возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки на практике в виде игрового замысла.

Подводя итоги, можно сказать, что самая главная задача педагога — научить студентов учиться, так как этот процесс не заканчивается с получением диплома, а продолжается всю жизнь. Перед преподавателем стоит непростая задача — научить студентов созидать, творить, получать от этого процесса удовольствие, при этом правильно определив его способности, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на дальнейшее его же развитие.

Список литературы:

 

  1. Инфоурок https://infourok.ru
  2. Социальная сеть работников образования ru
  3. Психология творчества https://psichel.ru/psihologiya-tvorchestva/amp/
  4. Копилка уроков ru

Курамшина В.В.,
преподаватель информатики
Северо-Казахстанский медицинский колледж

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*