Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.
Успешное применение компетентностного подхода в обучении русского языка и литературы означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.
Составляющими функциональной грамотности являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения.
Поэтому коммуникативную компетентность следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.
Учебный год я начинаю с диагностики учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д. для формирования не только коммуникативной компетенции, куда входит овладение необходимым набором речевых и языковых знаний, формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления”, технологии проектной деятельности,технологии продуктивного чтения, пирамида Блума, приемы работы с текстом, равивающие функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками.
Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся, и, в общем, способствуют формированию различных компетенций. Например, развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился».Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации; «Научился » — осознание результативности деятельности.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы: «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование». Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы:«Чтение с остановками»,«Чтение с пометками», «Составление кластера». «Ромашка Блума» развивает умение задавать вопросы. Для этого использую прием«Толстые и тонкие вопросы».
Также используюприемыписьменной рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию. К ним относятся:
1.Написание эссе.
2.Составление телеграммы, памятки, инструкции.
3.Стихотворение по алгоритму.
- Письмо по кругу.
5.Синквейн
Задания, направленные на формирование базовых познавательных уровней:
1.Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужную форму
2.Выясните какие фразеологизмы и поговорки используются по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
3.Ответьте верные и неверные определения знаками «+» и «–».
Работая над развитием функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, активно применяю следующие методы:
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа
Все формы учебного диалога
Доклады и сообщения
Ролевые и деловые игры
Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов
Обсуждение, дискуссия,
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
Сочинения и изложения
Подготовка заметок и статей в СМИ
Телекоммуникационные тексты, сообщения
Участие в конкурсах сочинений
Таким образом, систематическое применение всех методов и приемов служит развитию ключевых и предметной компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.
Список использованной литературы
1.Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» Астана
2.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000. — С.24-25.
3.Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)/Педагогика. – 1999. — №2. — С. 26-29.
4.Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий – М,2005.
Аширбекова Г .Ж.,
учитель русского языка и литературы
КГУ «СОШ № 59»,