В настоящее время идёт рост детей с трудностями обучения. Исследования показали что трудности в обучении испытывают от 15-40 % учащиеся начальных классов общеобразовательной школы; 50 % неуспевающих школьников характерна задержка психического развития [1].
Мнение специалистов сходится к тому, что очень важно своевременно выявить отклонения в развитии, ещё в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст считается преимущественно сенситивный период предъявления помощи и предотвращения появления вторичных нарушений. В связи с этим в школе в составе психолого-педагогического сопровождения: педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога за год до школы проводится ранняя диагностика. Это поможет выявить уровень развития ребёнка на данном этапе, вовремя дать рекомендации родителям по готовности детей к обучению в школе. Если у ребёнка выявляются какие-либо нарушения, обратиться к медицинским специалистам, затем в ПМПК [2].
В том случае, когда приходит ребенок с особыми образовательными потребностями в школу. Например, у ребенка присутствуют сложности в обучении, в связи с интеллектуальной недостаточностью. Какую мы должны оказать поддержку? В первую очередь поддержка должна быть комплексной. В школе предоставляется совместная работа специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога. Основными направлениями оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в нашей работе являются: сенсорное развитие, физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое развитие, социальное развитие (включая приобщение к предметной, игровой деятельности и самообслуживанию) [3].
При организации комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особыми образовательными потребностями, следует помнить, что в своем развитии они проходят те же этапы, что и дети с нормой развития. Однако прохождение каждого этапа затрудняются в связи с особенностями психологического и социального развития детей при различных нарушениях. Составляя программу коррекционных занятий, необходимо учитывать, какие познавательные процессы характерны для детей с ООП с нарушением интеллекта.
Внимание детей с ООП:
- недостаточная или низкая концентрация;
- неустойчивость;
- узкий объем;
- трудности сосредоточения и удержания внимания вследствие повышенной отвлекаемости или истощаемости;
- нарушение переключаемости;
- возможно патологическое застревание на эмоционально значимых для ребенка объектах.
Память детей с ООП:
- механическое, непроизвольное запоминание;
- нарушения кратковременной памяти: недостаточный объем; запоминания, повышенная тормозимость следов памяти, замедленное запоминание;
- снижение скорости запоминания;
- преобладание наглядной памяти над словесной;
- снижение произвольной памяти;
- нарушение механической памяти.
Мышление детей с ООП:
- несформированность познавательной, поисковой мотивации;
- низкая мыслительная активность;
- стереотипность мышления, его шаблонность;
- нарушения операций анализа.
Развитие коммуникативной сферы детей с ООП:
- низкий уровень социальной зрелости;
- не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты;
- снижение потребности в общении как со сверстниками, так и с взрослыми;
- общение со сверстниками в основном носит эпизодический характер.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ООП:
- недоразвитие сложных эмоций;
- некритичность к себе и окружающим;
- неспособность фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не является очевидным, моментально достижимым вследствие слабого осознания целей и отсутствия необходимых побуждений к их достижению;
- слабая выраженность, однообразность эмоциональных реакций;
- может наблюдаться неадекватность эмоций;
- позднее начало формирования личности (самосознания и т.п.) [4].
Если у ребёнка задержка речевого развития, то это значительно влияет на развитие мышления, в особенности, на регулирующую функцию речи, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Отставание в формировании высших психических функций не позволяет нормально переносить интеллектуальные нагрузки [5].
Раннее выявление отклонений в развитии ребёнка, коррекция, психопрофилактика дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Тусупова С.М.,
г. Абай, Карагандинская обл